Смекни!
smekni.com

Фридрих Ницше в русской художественной культуре (стр. 7 из 7)

"Николай Николаевич Ге. Письма…", с. 119.

Ф. Ницше "Антихрист", с. 338.

См.: М. Хайдеггер "Европейский нигилизм" \ М. Хайдеггер "Время и бытие". М., 1993.

Ф. Ницше "Антихрист", с. 303.

Ф. Ницше "Так говорил Заратустра", с. 214.

Ф. Ницше "Антихрист", с. 303.

Там же, с. 332.

Ф. Ницше "Так говорил Заратустра", с. 289.

"Николай Николаевич Ге. Письма…", с. 296.

Л. Карсавин "Поэма о смерти" \ Л. Карсавин "Религиозно-философские сочинения". Том 1. М., 1992, с. 279.

Цит. по: сб. "Ф. Ницше и философия в России", с.137.

Л. Карсавин "О личности" \ Л. Карсавин "Религиозно-философские сочинения", с. 201.

В. Стасов - Л. Толстому: "… это "Распятие"… решительно высшее и значительнейшее "Распятие" из всех, какие только появлялись в нашей старой Европе". - "Николай Николаевич Ге. Письма…", с. 196.

"Николай Николаевич Ге. Письма…", с. 286 (М. Нестеров), И. Толстой "Воспоминания об отце". М., 2000, с. 208. В заглавии одной из статей Ге был даже назван апостолом (E. Dillon "Gay, Artist and Apostle" \ "Review of reviews", 1890, №12), в связи с чем нельзя не вспомнить постоянные сопоставления и противопоставления самого Ницше и апостола Павла - "ницшеанца до Ницше" (Ф. Ницше "Антихрист"; К. Свасьян, комментарии к "Антихристу" \ Ф. Ницше "Антихрист", с. 498-99).

Т. Кузьмина "Бог умер": личные судьбы и соблазны секулярной культуры" \ Сб. "Ф. Ницше и философия в России", с. 133.

Ф. Ницше "Антихрист", с. 303.

"Николай Николаевич Ге. Письма…", с. 176.

"Я должен был бы подписать - "сегодня будешь со мной" не продолжая - в раю, - так как это не похоже на Христа…" - там же, с. 176.

Там же, с. 177-78.

"В продолжение 90-х годов система философских взглядов Врубеля эволюционировала под воздействием идей Шопенгауэра и Ницше" - П. Суздалев "Врубель и Лермонтов". М., 1991, с. 90.

Там же, с. 134, 171.

А. Белый "Фридрих Ницше" \ А. Белый "Символизм как миропонимание". М., 1994, с. 182.

Цит. по: П. Суздалев "Врубель и Лермонтов", с. 172.

Ср. у Ницше: "Новой гордости научило меня мое Я… гордо держать ее, земную голову, которая создает смысл земли!" ("Так говорил Заратустра", с. 29), "Я - странник, который уже много ходил по пятам твоим; вечно в дороге, но без цели…" ("Так говорил Заратустра", с. 274), "Мы, другие, имеющие мужество… к презрению…" ("Антихрист", с. 352), "Больными и умирающими были те, кто… изобрели небо" ("Так говорил Заратустра", с. 29).

Цит. по: Сб. "Ф. Ницше и философия в России", с. 95.

Там же, с. 94.

Г. Поспелов "Русское искусство ХIХ века. Вопросы понимания времени". М., 1997, с. 248.

"Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе". - "М. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике". Л., 1976, с. 195.

А. Флорковская "Ницше и русские художники" (рукопись).

Ф. Розинер "Искусство Чурлениса". М., 1993, с. 123.

Там же, с. 69.

"Многие деятели русской культуры (о. Г. Флоровский упоминает такие имена, как Блок, Белый, Врубель, Скрябин, Брюсов и др.), утерявшие истинные ориентиры, поддались "религиозному соблазну", выразившемуся в разных формах… Личная судьба многих аналогична ницшевской - душевная болезнь, не обязательно принимавшая патологичные формы, но вносившая свою немалую лепту в завершение жизни (вспомним опять же Блока, Врубеля, Скрябина)". - Т. Кузьмина "Бог умер": личные судьбы и соблазны секулярной культуры" \ Сб. "Ф. Ницше и философия в России", с. 151-52. Такая предвзятая, почти по-советски идеологическая оценочность тем более удивительна на фоне сочувственного и тонкого анализа автором причин, лежащих в основании болезни Ницше.

Применительно к Ницше это обозначила современный автор: "язык оказывается бессильным выразить главные ницшеанские идеи". - А. Лаврова "Философия языка Ф. Ницше: вызов традиции?" \ Сб. "Ф. Ницше и философия в России", с. 214.

Ю. Синеокая "Восприятие идей Ницше в России: основные этапы" \ Там же, с. 23.

А. Бенуа "Мои воспоминания". Т. 1. М., 1990, с. 631.

Цит. по: Ю. Синеокая "Восприятие идей Ницше в России: основные этапы" \ Сб. "Ф. Ницше и философия в России", с. 19.

Цит. по: "Символизм в России". Каталог выставки, Государственный Русский музей. Спб, 1996, с. 437.

А. Флорковская в статье "Ницше и русские художники" предполагает, что это могла быть серия гравюр, связанных с темой танца.

А. Белый "Почему я стал символистом…" \ А. Белый "Символизм как миропонимание", с. 431-32.

Г. Стернин "Художественная жизнь России 1900-1910-х годов". М., 1988, с. 58.

А. Галиченко "Новый Кучук-Кой" \ "Известия Крымского республиканского краеведческого музея", №14. Симферополь, 1996, с. 14-30.

Там же, с. 20.

К. Бальмонт "Где мой дом". М., 1992, с. 244.

К. Петров-Водкин "Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия". Л., 1970, с. 363-64.

Д. Боулт "Художественная новация и военная стратегия: русский авангард и Первая мировая война" \ Сб. "Авангард 1910-х - 1920-х годов. Взаимодействие искусств". М., 1998, с. 33.

Ф. Ницше "Так говорил Заратустра", с. 223-24.

"В кратком тексте манифеста Малевич воспевает "революцию чистого духа", революцию "сверхчеловека". - А. Наков "Русский авангард". М., 1991, с. 57.

К. Малевич "Собрание сочинений в пяти томах". Т. 1. М., 1995,с. 82-83.

А. Белый "Фридрих Ницше" \ А. Белый "Символизм как миропонимание", с. 181.

Ф. Ницше "Веселая наука" \ Ф. Ницше "Сочинения в двух томах". Т. 1. М., 1990, с. 637.

Помимо А. Флорковской, на это указывал А. Бабин в статье "Тема сладострастия в произведениях Пикассо и Матисса" \ "Вопросы искусствознания", №1, 1996, с. 448.

Цит. по: "Вопросы искусствознания", №1, 1994, с. 215.

Параллель "Филонов - Ницше" проводилась и раньше, однако, феноменально безграмотно. Так, Л. Правоверова пишет о "Пире королей": "Художник погружает личность в кольцо "вечного возвращения", мысль о котором пугала человечество еще со времен Экклезиаста, а на рубеже столетий стало (?) своего рода мировоззренческой сенсацией, особенно после публикаций статей (!) Ф. Ницше… Все следует раз и навсегда предопределенной логике событий… Об этом знают и пророк, прислушивающийся к голосам из мира иного, и карлик-искуситель (не ницшеанский ли это "карлик вечного возврата"?), направляющий события в однажды уже пройденное русло" - Л. Правоверова "П. Н. Филонов в контексте русской литературной традиции" \ Сб. "Авангард 1910-х - 1920-х годов. Взаимодействие искусств", с. 160. Остается загадкой столь детальная осведомленность автора этих слов о "ницшеанских" функциях персонажей "Пира королей".

Ф. Ницше "Так говорил Заратустра", с. 287.

Н. Мелентьева "Фашистский стиль", "Элементы", №4, с. 44.

Ф. Ницше "Так говорил Заратустра", с. 172.

К. Г. Юнг "Воспоминания, сновидения, размышления". М. - Львов, 1998, с. 189.

Ф. Ницше "Так говорил Заратустра", с. 205.

Там же, с. 37.