Смекни!
smekni.com

Томас Августин Арн (стр. 2 из 2)

Вернувшись в Лондон, Томас Арн с новыми силами принялся за работу, сочиняя много различной музыки для столичных театров. Правда, не всегда результат оказывался удовлетворительным, свидетельством чего явились провалы опер «Генри и Эмма» (1749) и «Дон Саверио» (1750). И все же в большинстве случаев композитору сопутствовал успех. Не случайно, его музыка составляла значительную часть популярного репертуара, исполняемого в лондонских увеселительных садах, включая знаменитый «Воксхолл».

Однако в октябре 1755 года Арн вновь решил сменить обстановку, отправившись вместе с семьей в Дублин, где приступил к работе по заказам местного Smock Alley Theatre . Но вскоре у него возник серьезный конфликт с женой. Она, возможно не без оснований, жаловалась на постоянные измены мужа, а тот, в свою очередь, объявил ее душевнобольной. Все это привело к тому, что в конце сезона композитор возвратился в Лондон со своей ученицей – певицей Шарлоттой Брент, ставшей его любовницей, оставив жену в Дублине. Он согласился высылать ей лишь по 40 фунтов в год. Так что миссис Арн, пребывавшая в Ирландии до 1762 года, вела очень скромную жизнь и даже вынуждена была давать уроки вокала. В то же время доходы оставившего ее супруга были весьма приличными, если учесть, что ему удалось опубликовать у знаменитого издателя Дж. Уолша целый ряд своих сочинений, в том числе 6 сольных кантат (1755), 8 сонат для клавесина (1756), 7 трио-сонат (1757), а также партитуры «маски» «Британия» (1755), опер «Альфред» и «Элиза» (обе – 1757). Успех принесла Арну и «ученица» Шарлота Брент, удачно выступившая в театре Ковент-Гарден в постановках новых произведений композитора, среди которых были его собственная версия «Оперы Нищего» (1759), комическая опера «Томас и Салли» (1760), опера-сериа «Артаксеркс» (1762), а также оратория «Юдифь» (1761). Популярность музыки Арна у публики сопровождалась официальным признанием заслуг композитора. В 1759 году он получил степень доктора музыки в Оксфордском университете.

Тем не менее этот успешный период жизни Арна оказался не слишком продолжительным. Его оперы «Обманутый опекун» (1764) и «Олимпиада» (1765) терпят неудачу. В 1766 году умирает любимая сестра Сусанна Мария, а Шарлота Брент бросает его, выйдя замуж за скрипача Томаса Пинто. К тому же заказов на новые работы в театре становится все меньше. Так что к концу 1760-х годов Арн начинает испытывать серьезные финансовые трудности. Несмотря на это он продолжает сочинять. За последние 10 лет жизни пишет музыку почти к двум десяткам новых сценических произведений, одно из которых (комическая опера-пастиччо «Любовь находит путь») увидело свет рампы всего за три с половиной месяца до его кончины. Немного ранее Арн наконец-то воссоединился со своей женой, однако вновь обретенное семейное счастье оказалось недолгим. 5 марта 1778 года Томас Августин Арн скончался от «спазматического недомогания» и был похоронен во дворе той самой церкви Св. Павла в районе Ковент-Гарден, где когда-то его крестили.

Музыка Т.А. Арна часто звучала в знаменитом увеселительном саду «Воксхолл»

***

Творческое наследие Арна неравноценно. Замечательные произведения порой сочетаются в нем с откровенно «проходными» и как бы случайными, что не удивительно, учитывая, что композитору часто приходилось сочинять музыку «для заработка» на тексты невысокого художественного уровня. Но даже среди не слишком удачных опусов Арна всегда можно найти фрагменты, свидетельствующие о большом таланте их создателя.

Арн, несомненно, обладал богатым мелодическим даром, и многие его мелодии быстро приобретали популярность. Его партитуры свидетельствуют также и о высоком мастерстве оркестрового письма. При необходимости Арн добивался чрезвычайно выразительных оркестровых эффектов, не боясь экспериментировать с инструментарием. В частности, он первым из английских композиторов начал использовать кларнет («Томас и Салли»).

В стилистическом отношении музыка Арна неоднородна. Если до конца 1740-х годов в его сочинениях явно преобладала барочная стилистика в духе Генделя, обогащенная применением отдельных интонационных и ритмических элементов, заимствованных из английского фольклора, то в дальнейшем все более явственно стал заявлять о себе т.н. галантный, раннеклассический стиль.

Арн внес колоссальный вклад в развитие английского музыкального театра. В условиях господства в Лондоне итальянской оперы ему удалось доказать жизнеспособность музыкально-сценических сочинений на английском языке, создаваемых в лучших континентальных традициях. Причем это касалось как комических опер (наиболее успешный образец – «Томас и Салли»), так и серьезных («Артаксеркс», ставший первой оперой-сериа на английском языке, ставился в Лондоне вплоть до 1830-х годов). Арн также существенно модернизировал балладную оперу, в которую наряду с популярными и фольклорными мелодиями, включал специально написанные номера, используя при этом полномасштабную оперную оркестровку (яркий пример – опера «Любовь в деревне», 1762).

Кроме музыкального театра, Арн под очевидным влиянием Генделя пробовал свои силы и в жанре оратории, создав 2 произведения на библейские сюжеты («Смерть Авеля» и «Юдифь»). Как католик, Арн не имел возможности сочинять антемы и другие песнопения для англиканской церкви, ограничившись лишь несколькими сочинениями на латинские духовные тексты (в том числе двумя мессами для хора в сопровождении органа, написанными для собора в Дорсете). Светские вокальные жанры представлены в творчестве Арна преимущественно кантатами и одами, а также продолжающими английскую национальную традицию многочисленными кэтчами, канонами и «веселыми песнями» ( glees ) для вокальных ансамблей без сопровождения, которые, начиная с 1760-х годов, регулярно исполнялись в концертах и часто публиковались в разнообразных сборниках вокальных миниатюр.

Если музыка Арна к драматическим спектаклям в значительной мере утрачена (сохранились лишь отдельные номера, разбросанные по многочисленным и разнообразным нотным сборникам), то инструментальные произведения композитора дошли до нас почти в полном объеме. Наиболее известны из них увертюры и симфонии, опубликованные в двух собраниях. Выдержанные в стилистике позднего барокко сочинения из первого собрания ( Eight O vertures in 8 P arts , 1751) имеют явно театральное происхождение (в пользу этого свидетельствуют включенные в сборник увертюры к маскам «Комус» и «Суд Париса», а также опере «Генри и Эмма»). Второе же собрание ( Four New Overtures or Symphonies in 8 and 10 Parts , 1767) демонстрирует изменившиеся стилевые предпочтения Арна. Эта музыка, возможно, создававшаяся уже непосредственно для концертного исполнения, близка раннеклассическому стилю симфоний И.К. Баха, который, как известно, с 1762 года работал в Лондоне.

Известно, что Арн нередко появлялся перед лондонской публикой как исполнитель на органе или клавесине. Именно за органом он изображен на карикатуре работы Франческо Барталоцци – этот шарж в сущности остался единственным «достоверным» изображением композитора. Что же до его органных концертов, в некоторой степени продолжавших традиции, заложенные Генделем, то при жизни Арна они, как ни странно, не публиковались и увидели свет лишь в конце XVIII столетия.

Несмотря на очевидные влияния общеевропейских тенденций развития музыкального искусства, творчество Арна – это прежде всего феномен английской национальной культуры, что, однако, не отрицает определенный интерес, который еще при жизни автора проявлялся к музыке Арна в странах континентальной Европы, в том числе и в России. Так, например, известно, что 28 апреля 1772 года в Петербурге состоялась премьера оперы Арна «Любовь в деревне», поставленная труппой Фишера, – английской антрепризой, дававшей представления в так называемом Театре на Царицыном лугу в сезоне 1771–1772 годов. Но дальнейшее знакомство русской публики с творчеством Арна по большому счету не сложилось. Хотя одно его сочинение в России, безусловно, было хорошо известно – это знаменитая на весь мир патриотическая песнь «Правь, Британия». Но, увы, имя Арна как ее автора зачастую даже не упоминалось. Так, в начале XX столетия, публикуя фортепианное переложение этой песни, издательство «Гутхейль» дало ей подзаголовок «Английская народная песня». Согласитесь, весьма симптоматично, учитывая, что музыка Арна давно уже стала в Великобритании поистине национальным достоянием.