Смекни!
smekni.com

Митьки в современном обществе (стр. 2 из 2)

Важность этого шага, как, впрочем, и вред алкоголизма, сами митьки понимают отлично. В. Шинкарев даже написал по этому поводу статью под названием «Империя чувств (как и зачем пить запоем)», в которой очень точно определил психологические причины запоев. Но теперь, бросив пить, митьки потеряли важную часть своего имиджа, что, безусловно, не пошло на пользу развитию движения.

Читатель может не без оснований возмутиться, найдя некоторую алогичность в моих мыслях, и будет прав. Я одинаково признаю как важность и полезность факта отказа от алкоголизма для здоровья самых выдающихся деятелей митьков, так и негативные последствия этого шага для общего имиджа субкультуры. Насчет последнего тезиса, поясню: образ митька в сознании людей прочно укоренился с дешевым портвейном, героическим пьянством, подчеркнутой бедностью. А исчезновение героического алкоголизма и, особенно, бедности из портрета митька (у многих митьков за последние годы благосостояние заметно улучшилось, А. Флоренский, например, купил себе недавно 600й мерседес) заметно уменьшает популярность движения.

Кстати, одним из ключевых изменений в идеологии субкультуры митьков был отказ от нарочито непримиримого отношения к достижениям технического прогресса, для которых даже был выработан специальный термин «шмудак». Теперь митьки не только смирились с их существованием, но и начали вовсю их использовать: была открыта митьковская страничка в Интернет, которая, чего греха таить, здорово помогла мне в написании данной работы. Недавно митьками был выпущен CD «Митьки», который уже появился в продаже, а кассеты с «митьковской» музыкой уже давно примелькались и не воспринимаются как что-то оригинальное.

Также изменилось отношение митьков и к своему творчеству. Раньше журналист, желавший взять у митька — художника интервью, вполне мог нарваться на грубость, т. к. реклама своего творчества была митькам не нужна и не интересна. Публика на редкие выставки собиралась сама, да и не нуждалось андеграундное творчество в рекламе. На сегодняшний день митьки не только активно занимаются распространением своего творчества, устраивая выставки не только у нас, но и за границей, но и творить стали в другом ключе. В. Шинкарев, к примеру, хоть и создал миф о митьках, первым же от него отошел, чтобы заняться «собственно живописью» — без шуток и прибауток в стиле «русский комикс». Его можно и нужно понять: можно развлекать публику в 20—25 лет, но когда тебе уже за сорок — это уже не слишком приятно. Александр и Ольга Флоренские этим летом не без успеха провели в Летнем саду выставку «Передвижной бестиарий». Д. Шагин интенсивно раскручивал благотворительный концерт «Дом на горе».

«Дом на горе» – это принципиально новая веха в деятельности митьков. Это уникальная благотворительная акция, направленная на сбор денег для строительства центра помощи хроническим алкоголикам. Показательно, что этим занялись именно митьки, испытавшие на себе все тяготы этого заболевания.

Надо сказать, что, несмотря на все тяготы капитализма, митьки находят время для развлечений в духе «раннего митьковства». Их акции, проводимые в галерее «Митьки-ВХУТЕМАС» на улицы Правды, по-прежнему интересны. Вспомним хотя бы, выставку-акцию с названием «Про Ухо», посвященную Ван Гогу и, почему-то, Майклу Тайсону. Митя Шагин предлагал тогда американскому боксеру Холифилду, пострадавшему от Тайсона, свое ухо всего за миллион долларов. Деньги он собирался отдать на нужды русской культуры. Надо ли говорить, что миллион и ныне в США, у Шагина по-прежнему два уха, а русская культура нуждается в помощи?

Но, хоть митьки и пытаются приспособиться к новой жизни, несмотря на все их старания, интерес к движению неуклонно падает. Взять, к примеру, выставку, посвященную 15ти-летию движения, которая была открыта в Манеже этой, кажется, весной.

Когда митьки отмечали десятилетний юбилей, народ брал Мраморный дворец штурмом, на вернисаже было не протолкнуться, а фаны художников предлагали установить во дворе памятник митькам.

Сейчас народу было до обидного мало. Да и внимание, по свидетельству очевидцев, большинство посетителей обращали не на живопись, а на инсталляции, вроде раскладушки с аккуратно разложенными на ней предметами митьковской экипировки, как-то: засаленная шапка-ушанка, тельник, кирзачи, и т. п.

Что поделать, митьки уже не модны, и это нормально. Ничто не вечно, а они лишь осколок советской эпохи. Зерно распада этой субкультуры было заложено в ее происхождении: они были неотъемлемой частью ушедшей эпохи. Означает ли это, что движение митьков обречено на исчезновение? Похоже на то, но до чего же было бы обидно и несправедливо потерять эту часть русской культуры, принимая во внимание ее былое воздействие на общество, на людей. Но в истории нет места справедливости, и я должен с сожалением констатировать, что при сохранении современных тенденций субкультура митьков неминуемо исчезнет, либо останется как некий артефакт, реликт былого времени. О митьках еще помнят, их еще знают, но надолго ли это?

Позади 15 лет пути: от тельняшек, телогреек и кирзовых сапог до приличных костюмов, а порою и смокингов. От портвейна до виски и «Метаксы», а затем — к полнейшей трезвости. От декларированной несексуальности до удачных браков. От сидения в «говнище» до бесконечных зарубежных вояжей. От нищеты до более или менее приличного благосостояния. От андеграунда до вершин. Сейчас субкультура митьков находится на распутье. Какую из множества дорог они выберут – неизвестно, но как бы там ни было – доброго им пути.

Список литературы

В. Шинкарев «Митьки»

В. Шинкарев статьи «Митьки и культура», «О некоторых противниках движения митьков», «Империя чувств (как и зачем пить запоем)», другие статьи и рефераты на статьи, входящие в полное издание «Митьков».

Е. Баринов «Митьки, часть 13»

Газета «Пятница», рубрика Музеи и Галереи, статья «Митьки: тельняшки остались в прошлом»

Газета «Северная столица», статья Д. Шагина «К нам может прийти любой, решивший больше не пить»