Смекни!
smekni.com

Эпоха просвещения (стр. 3 из 3)

Без сомнения, Глюк, ранний представитель этой школы, связанной с театром предреволюционной Франции, представляет передовой, просветительский классицизм XVIII столетия с его общественным пафосом, героикой, идейно насыщенными образами. Автор оперной реформы, подготовленной идеями эстетики просветительства, Глюк провозгласил «простоту, правду и природность» едиными критериями красоты для всех творцов искусства. Его искусство близко стоит к трактовке в живописи античных сюжетов и характеров накануне французской революции. Совсем другой Гайдн, который принес в музыку мировосприятие австрийского крестьянина. Его творчество обозначено ярким колоритом, точной жанровостью, поэтизацией природы, сочным восприятием быта, добротой и лукавством, а симфонии и оратории философски обобщают основные представления автора о смысле жизни.

В русле классицизма, что поднялся в революционную эпоху и имел огромные возможности идейных и художественных обобщений, развивалось творчество Моцарта, которая глубже отображала жизненные противоречия. Их основное содержание – человеческая драма, столкновение сильных характеров, раскрытие психологии борьбы ради утверждения гуманистического идеала. Моцарт всегда воспевает красоту жизни и наличие в трагическом видит поэзию, ища равновесие между верованиями пристрастий и гармонией мира.

Вся художественная жизнь Европы периода Просвещения развивалась под сильным влиянием его идей, которые зародились в Англии, окончательно выкристаллизовались, сформировалась как идейное движение во Франции. С упадком абсолютной монархии в искусстве начинается поиск той эстетической сущности, которая б адекватно отражала процессы, которые происходили в обществе. Лидером в этом становится Франция, которая на протяжении десятилетий сохраняет высокое звание культурного центра Западной Европы и законодателя художественных нововведений. По этому анализ искусства эпохи Просвещения есть прежде всего рассмотрением французского художественного наследия – яркой, сложной и самобытной. В ней получили развитие все те процессы, которые характеризовали вступление европейских стран в новую эпоху.

Основой на котором позже всходят побеги Просвещения, было искусство рококо (франц. rococo, от rocaille – декор, мотив в виде черепашки), подчеркнут светский характер которого стал победоносным аргументом в борьбе с религиозным искусством. Более камерное и интимное, искреннее связанное с бытом человека, оно изменило барокко, совпало с чувством шаткости существования, тревоги за будущее, предсказанием тяжелых, грозных времен, желанием успеть взять все от жизни, которые охватили общество в первые десятилетия XVIII столетия.

Последующая природа этого своеобразного стиля проявилась в живописи Жана-Антуана Ватто, Франсуа Буше, Жанна-Оноре Фрагонара.

В поисках идеала человека, который отвечал бы новым реалиям эпохи, происходит активное обращение к таким понятиям, как духовная природа, совершенство, красота. В одну концепцию их объединил немецкий историк искусства Винкельман, яркий представитель эстетики Просвещения.

Изменение акцентов происходит в трагедии. Содержание, только формально сориентированный на авторитет Буало и художественные образцы Корнеля и Расина, под влиянием творчества Вольтера начинает разворачиватся не в идеализированном, а в реальном обществе, где составные – реальные личности. Истинно новаторской на кануне революции становится драма, которая делает своим героем простого человека, избавляя ее такой привычной для всех немоты.

В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях.

Однако, общая позиция представителей различных философских школ, течений и направлений эпохи Просвещения не исключала различного решения ими как мировоззренческих вопросов, так и конкретных проблем теории познания. Поэтому при анализе методологии рационализма наряду с вычленением общих положений необходимо акцентировать внимание и на различии учений.

Весь рационализм при построении философской теории исходит из установки о подобии и конечном совпадении результатов человеческой деятельности. Мир предстает в рационалистических системах законообразным, самоупорядоченным, самовоспроизводящимся.

Но в конкретной интерпретации устройства этого мира представители различных мировоззренческих ориентаций обнаруживают различные подходы. Идеалистический рационализм мистифицирует рациональный аспект взаимоотношения человека с миром и стремится доказать, что разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективации.

Важную роль в философии нового времени играла идеология Просвещения, представленная в XVIII веке в Англии, прежде всего Локком, во Франции – плеядой материалистов: Вольтером, Дидро, Гольбахом и другими, а в Германии – Гердером, Лессингом. Критика религии, теологии и традиционной метафизики составляла основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую буржуазную революцию.

Именно проблемный анализ позволит подойти к истории философии не как к антикварному наследию, и не как к музейному экспонату, а как к живому и по сей день актуальному богатству человеческой мысли, имеющему не переходящую ценность.

Афоризмы некоторых мыслителей.

Жан Д`АЛАМБЕР (французский математик, философ)

Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам

Истинно честный человек должен предпочитать себе семью, семье - отечество, отечеству – человечество

Одна лишь посредственность не имеет врагов

Роскошь есть преступление против человечества, пока хоть один человек общества нуждается

Часто неясность происходит столько же от многословия, сколько и от излишней краткости

Адам СМИТ (шотландский философ)

Бестселлер - позолоченная гробница посредственного дарования

Всякий расточитель - враг общества, всякий бережливый человек – благодетель

Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, самые опасны

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты респраведливости

Готхольд ЛЕССИНГ (немецкий драматург)

Весьма полезно слово "почти", когда желают что-нибудь сказать и вместе с этим ничего не сказать

В некоторых случаях женщина намного проницательнее сотни мужчин

Высшая похвала художнику - это когда перед его произведением забываешь о похвалах

Горячая лошадь вместе со всадником может сломать себе шею как раз на той тропинке, по которой осторожный осел идет не спотыкаясь

Если б люди всегда думали об исходе своих предприятий, они бы ничего не предпринимали

Любить надо бескорыстно

Люди не всегда бывают тем, чем кажутся

Мир житейский - это часы, гири которых - деньги, а маятник – женщина

Не может быть великим то. что не правдиво

Ничто ненастоящее не может быть великим

…Без жестов самое кривое лицо маловыразительно

Одна женщина никогда не признает прелесть другой

Ожидание радости тоже есть радость

Плохо, если царь орел средь падали, но ежель он сам падаль среди орлов - пиши пропало!

Природа намеревалась сделать женщину вершиной творения. но ошиблась глиной и выбрала слишком мягкую

Птицу можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха?

Равенство - самая прочная основа любви

Пьер БОМАРШЕ (французский драматург)

Без песен и вина жизнь даром пропадает

Ветер, задувающий свечу, раздувает огонь в жаровне

Время - честный человек

Всеисцеляющего средства не существует

Глупость и тщеславие вечно идут рука об руку

Если начальник не делает нам зла, то это уже немалое благо

Женщины очень любят, когда их называют жестокими

Жить - это бороться, бороться - это жить

Заставьте самого беспристрастного судью разбирать свое собственное дело, и посмотрите, как он начнет толковать законы!

Из всех шутовских вещей брак - самая шутовская

Интрига рано или поздно губит того, кто ее начал

Когда женщина сердится, здравого смысла в ее речах не ищи

Небо всегда покровительствует невинности

О женщины! Создание слабое и коварное!..

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно

Робким человеком помыкает любой проходимец

Только мелкие людишки боятся мелких статеек

У бедняка не должно быть ни единого недостатка.

Список литературы

С. М. Каверина «История маровой культуры» Киев 1999

Козьма Этолийский, Didaches (Поучения), Афины, 1979

Франк, С.Л., Духовные основы общества в: "Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли", Л., 1991

Грицопулос, Т., «Кульруры разных стран», тт. 1-2, Афины, 1966-1971

Яннарас Х, Orthodoxia kai Dysi (Православие и Запад), Афины, 1966

http://webvip.narod.ru/aforzm/aforizm3.htm