Смекни!
smekni.com

Об иконах Богородицы (стр. 3 из 3)

К типу "Умиления"относится и другая воинская святыня Богоматерь Донская.Свое название она получила потому, что во время Куликовской битвы будто бы находилось в войске князя Дмитрия Донского .Во всяком случае ,Иван Грозный был уверен ,что в соборе города Коломны ,откуда выступил на Мамая его предок ,стоит та самая икона, которая была на Дону. Богоматерь на ней прижимает к себе младенца ,высоко приподняв его на согнутой правой руке.

Ребенок прильнул к ее щеке , сильно запрокинув головку ;правой ручкой он держит свиток за верхний его конец, а нижний свисает отвесно ,как будто вот вот выскользнет из пальчиков забывшего о нем маленького Иисуса. И еще одна деталь, бросающаяся в глаза : одежды младенца завернулись , и его ножки обнажились до колен .

Хотя Иван Грозный усмирил казанских и астраханских ханов ,остались еще крымские ,которых также влекли обильные и богатые русские земли .В 1591 г. к Москве подошло войско хана Казы Гирея.

Оказывается ,задумал военную хитрость .Он заслал в стан врага своих лазутчиков ,которые сообщили хану ,что на помощь царю пришло несметное войско из Новгорода и других русских земель . В русском лагере в это время поднялся ужасный шум, и Казы Гирей решил, что это начало атаки .

Крымчане бежали в страхе и растерянности . А на месте , где стояло под Москвой русское войско ,основали Донской монастырь и отдали туда копию с иконы Донской Богоматери. Сама чудотворная икона сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее .Русские цари особенно чтили икону Богоматери Федоровской. Ее также легко отличить от других вариантов "Умиления ", потому что младенец на ней не сидит, а стоит на правом колене Богоматери . По сказанию об этой иконе ,она была найдена на сосне костромским князем Василием Ярославичем ,братом Александра Невского ,во время охоты ,вскоре после разорения Русской земли Батыем. Несомненно лишь ,что икона появилась в Костроме и очень там почиталась .

Древний образ, вероятно, и сейчас находится в Костроме, в церкви Воскресения. Его перенесли туда после разрушения большевиками главного городского Успенского собора. А множество копий этого образа разошлось по разным русским храмам, особенно построенным при участии царского семейства. Пятым и самостоятельным типом богородичных икон считается разновидность "Умиления" "Взиграние Младенца". Еще более редок шестой тип "Богоматерь Млекопитательница" т.е. кормящая грудью младенца.Уже к концу древнерусской эпохи люди молились перед иконами с красивыми названиями : "Богоматерь Всех скорбящих радость", "Неопалимая Купина", "Неувядаемый Цвет"...

Некоторые исследователи называют подобные иконы акафистными, потому что их название брались из церковное песнопение (акафиста) в честь богоматери. Мария там сравнивалась с неувядаемым цветком, и с живоносным источником, и с горой, к которой не прикасалась рука человека ("Гора нерукосечная"). Художники как бы разворачивали эти метафоры. Здесь надо вспомнить, что христиане почитали Деву Марию именно как мать Сына Божьего, только благодаря его чудесному рождению она заняла такое важное место среди христианских святых. В ранние века христианства некоторые сторонники новой религии даже отказывались почитать Марию, говоря, что она лишь родила Христа-человека и поэтому может называться не Богородицей, а Христородицей. Бог существовал вечно и не мог родится от смертной женщины. Эта точка зрения была отвергнута церковью, но в учениях христианства место занимаемое Пресвятой Девой было второстепенным по сравнению с положением его сына. Однако в народе Деву Марию чтили как заступницу, которая просит бога за род человеческий. На Руси существовало сочинение, называвшееся "Хождение Богоматери по мукам ". В нем рассказывалось, как Богоматерь спускается в ад и видит там мучения грешников .Жалея их, она умоляет сына уменьшить их страдания ;Христос долго не соглашался ,но в конце концов ,тронутый просьбами матери ,запрещает мучить грешников на пятьдесят три дня в году -от Великого четверга на страстной неделе до Троици.

Душевность образа Марии ,ее близость к грешному и страдающему человеку стали причиной широкого распространения икон Богоматери,-их встречается гораздо больше,чем икон с изображением Христа. Наверно не случайно первый самостоятельный праздник русской церкви был праздником Богоматери вместе с христианской верой Русь получила от Византии всех Греческих и иных святых и все их праздники. Однаки в 12 в Киеве по предложению князя установили особый Богородичный праздник.

В народе считали, что Богоматерь покровительствует невестам; на Покров играли свадьбу. Говорили: "Прийдет Покров, девке голову покроет", замужняя должна была надевать головной убор. С Покрова снег покрывал землю, пора было утеплять избу, начинались осенние ярмарки.

Список литературы

Лифшиц Л.И. Икона Донской Богоматери // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. М., 1970. C. 87-114.

Щенникова Л.А. История иконы Донской Богоматери по данным письменных источников. СИ 1982 (2). М., 1984. C. 321-358.

Смирнова Э.С. Московская икона XIV XVII веков. Л., 1988.

Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.

Попова О.С. Византийские иконы XIV первой половины XV века. В кн.: Византия. Балканы. Русь. Каталог выставки ГТГ, 1991. М., 1991, C. 11-40.

Попова О.С. доклад на лазаревских чтениях 1995 года. .