Смекни!
smekni.com

Картина мира, показанная в Младшей Эдде (стр. 2 из 2)

Солнце не ведало,

где его дом

звёзды не ведали,

где им сиять,

месяц не ведал

мощи своей.

Так было раньше.

Заметно, какую роль в создании этого мира играет физиология: кости, зубы, кровь… вообще - труп. Тут просматривается фундаментальное идеологическое различие авраамического монотеизма и “языческого” пантеизма. Скандинавский мир конечен. Эта реальность и возникла то благодаря смерти Имира. Здесь смерть порождает жизнь - в пику христианству, где человек - душа его, в отличие от тела, бессмертна. У Снорри со смертью оболочки телесной происходит и смерть духовная, но снова же дальнейшие события возвращают нас к извечному замкнутому кругу: из мёртвого тела возникает новая жизнь. Примечательно то, что всё созданное есть вещи самодостаточные - покорные искры-звёзды, череп-небосвод. Но стороны света, так важные скандинавам-мореплавателям, одухотворены. В итоге земля приобрела свой законченный вид: “Она снаружи округлая, а кругом неё лежит глубокий океан. По берегам океана они отвели земли великанам, а весь мир в глубине суши оградили стеною для защиты от великанов. Для этой стены они взяли веки великана Имира и назвали крепость Мидгард (“средняя ограда”). Они взяли и мозг его и, бросив в воздух, сделали облака. Вот как об этом сказано:

“ Имира плоть Из век его Мидгард

стала землёй, людям был создан

кровь его - морем, богами благими

кости - горами, из мозга его

череп стал небом, созданы были

а волосы - лесом тёмные тучи”.

Затем идёт описание того, как на свет появился человек: “Шли сыновья Бора (в примечании - “по Старшей эдде первых людей создали не сыновья Бора, т.е. Один, Вили и Ве, а боги Один, Хёнир и Лодур”) берегом моря, и увидали два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей. Первый дал им жизнь и душу, второй - одежду и имена: мужчину нарекли Ясенем, а женщину Ивой. И от них-то пошёл род людской, поселённый богами в стенах Мидгарда”. Ясень и Ива - Адам и Ева. Параллель чёткая и сомнению не подлежит. Но вот в именах-то и кроется различие. В отличие от “человеческих” имён ветхозаветных героев, древесные имена первых людей несут особый смысл. По моему мнению имя мужчины недвусмысленно отсылает к дереву-центру скандинавского мирозания - ясеню Игдрасселю, который укоренился везде - и на земле, и в облаках. Он-то (ясень, мужчина) и есть основа, костяк всего сущего.

Далее рассказчик говорит об асах: “Вслед за тем они построили себе град в середине мира и назвали его Асгард, а мы называем его Троя (в примечании: “единственное, кроме вступления, упоминание Трои в книге”). Там стали жить боги со всем своим потомством. И там начало многих событий и многих распрь на земле и на небе”. Картина мира вырисовывается окончательно: окружённая океаном земля. На самом краю, ближе всех к краю живут ётуны. Затем стена Мидгарда, за которой живут люди, и с самом сердце земли - Асгард, где в месте Хлидскьяльв (“утёс”, “сторожевая башня”) восседает Один, и видит все миры и все дела людские, и ведома ему суть всего видимого. “Имя жены его - Фригг (“любимая”), дочь Фьёргвина, и от них родились все те, кого мы зовём родом асов, и кто населяет древний Асгард и соседние страны. Все они божественного происхождения. И должно величать Одина всеотцом, ибо он - отец всем богам и людям, всему, чтомощью его было создано. И земля была ему дочерью и женою. От неё родился его старший сын, это Аса-Тор (“Тор асов”(“тор”-гром)).

Я не стану подробно останавливаться на картине мироустройства, скажу лишь только главном святилище богов - ясене Иггдрасиле: “ Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простёрты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень - у асов, другои - у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем - поток Кипящий Котёл, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг. А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, - источник Мимиром, в котором сокрыты знания и мудрость. Мимиром зовут владетеля этого источника. Он исполнен мудрости оттого, что пьёт воду этого источника из рога Гъяллакорн (“громкий” - в примечании: “ по прорицанию Вёльвы в него трубит Хеймдалль перед началом битвы богов. Снорри принял его за рог для питья”). Под тем корнем ясеня, что на небе, течёт источник, почитаемый за самый священный, имя ему Урд. Там место судбища богов. Каждый день съезжаются туда асы по мосту Биврёст. Этот мост называют ещё мостом асов”. Видно огромное пространство, в котором действуют асы: земля, небо, связующий их мост, беспредельные просторы внутри, в общем-то ограниченного Мидгарда и Асгарда. И образ Одина всё-таки проигрывает перед монументальностью и мощностью ясеня Иггдрасиля, что снова напоминает нам об изначальном главенстве природных сил в скандинавском мире, торжестве изначальной естественности мироздания, что и отличает её от христианского мировоззрения.