Смекни!
smekni.com

Рождение Запада (стр. 2 из 3)

Появление наемных регулярных армий потребовало огромных наличных средств, которыми не располагали ни короли, ни земельная аристократия. Нужны были налоги на государственные нужды.

Деньги, а не земельная собственность, становились политической силой, следовательно, не земельная аристократия, а торгово-промышленный капитал выдвигался на первое место. В этих условиях абсолютизм выступил в роли организатора социально-политической жизни на новом этапе, чтобы привести в соответствие форму национально-государственного образования с содержанием жизненных процессов.

Первыми государствами в Западной Европе, где были реализованы начала абсолютизма, были итальянские города-государства. Своеобразной школой абсолютистского упрочения королевской власти была Испания, опыт которой был повторен практически всеми европейскими странами. Что же было предпринято королями Испании для упрочения власти?

Объединение земель вокруг одной короны.

Уничтожение самостоятельности дворян-грандов. Им было запрещено вести частные войны, чеканить свою монету, изображать на гербах корону, употреблять фразы, претендующие на исключительность (напр., "Таково мое волеизъявление", "Под страхом смертной казни" и т.п.).

Разрушение политического значения знати сопровождалось раздачей громких и почетных званий, подчинением их требованиям этикета, возвеличивавшего значение трона, но формировавшего черты подобострастия и покорности.

Создание системы параллельных служб, при которой гранды выполняли лишь представительные функции, а реальную работу вели чиновники из третьего сословия.

Лишение городов и университетов самостоятельного управления с помощью насильственного введения королевской администрации.

Получение у пап разрешения представлять свои кандидатуры на церковные должности и тем контролировать эти должности.

Лишение прежнего значения деятельность представительного органа (Кортесов), короли перестали регулярно собирать их.

Создание репрессивной политической и религиозной системы (инквизиции и политического сыска).

Изгнание евреев и мавров (не католиков) подготовило почву для идеологического обоснования режима: католицизм и национализм (чистота веры и чистота крови) стали обязательными признаками граждан данного государства.

Данная схема в более или менее полном виде была реализована во всех Европейских странах. Но из всех стран Англия была единственной страной, где сословно-представительная монархия не переросла в абсолютную. В этом социально-культурное своеобразие этой страны.

Идеологами абсолютизма была принята на вооружение идея "служения государству как условие дворянского достоинства" и разработан "Табель о рангах". В отличие от наследного дворянства ("шпаги") появлялось дворянство "мантии", которое рекрутировалось из третьего сословия. Предусматривалась целая система обращений, этикетных правил, способов времяпрепровождения и пр. С упрочением абсолютизма связано явление придворного этикета, представляющего собой систему предписаний, закрепленных в документах, составленных при королевских дворах, главной целью которых было формирование унифицированного поведения как средства сословной дифференциации в обществе.

Монархические режимы во второй половине 18 в. в ряде стран получили название "просвещенных монархий". Это было связано:

с личной образованностью королей, которые получали воспитание в духе идей гуманизма и Просвещения, знали иностранные языки, читали классическую литературу, покровительствовали искусствам, имели представление о пользе наук и образовании народа;

с деятельностью лишь просвещенной части общества - придворными, образованными выходцами из третьего сословия, посвятившими себя науке, просвещению, пытавшихся на практике осуществить те или иные теории, пропагандировали пользу образования народа (Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Лессинг, Гете и др.).

В среде просветителей родилась идея "договорной теории власти", которой они пытались заменить теорию божественного происхождения власти ("Власть короля - от бога"). По "договорной теории власти" король, якобы, получает власть по договору от подданных, она дается ему для разумного управления, для "государственной пользы", "заботы об общем благе". Однако абсолютизм и феодальные порядки не были совместимы с идеями Просвещения. Их распространению препятствовало рабство в колониях и метрополиях, крепостные порядки в частных владениях, эксплуатация женского и детского труда на мануфактурах и в мастерских, повсеместность телесных наказаний, общая неграмотность населения.

В среде просветителей родилась идея "договорной теории власти", которой они пытались заменить теорию божественного происхождения власти ("Власть короля - от бога"). По "договорной теории власти" король, якобы, получает власть по договору от подданных, она дается ему для разумного управления, для "государственной пользы", "заботы об общем благе". Однако абсолютизм и феодальные порядки не были совместимы с идеями Просвещения. Их распространению препятствовало рабство в колониях и метрополиях, крепостные порядки в частных владениях, эксплуатация женского и детского труда на мануфактурах и в мастерских, повсеместность телесных наказаний, общая неграмотность населения.

Новое время - это время революций. Первой революцией была революция в Нидерландах (16 в.). Особенностью ее был реформационный, религиозный характер. Главный удар был направлен на уничтожение церковного землевладения и испанского владычества. В результате революции был введен протестантизм, провозглашена независимость от Испании, страна распалась на две чести, в северной части образована Республика соединенных провинций с ведущей ролью Голландии. Второй по времени - была английская буржуазная революция 17 в., которая проходила в два этапа. В результате была провозглашена республика, во главе ее стоял лорд-протектор (Оливер Кромвель), у крупных землевладельцев-сторонников короля, были конфискованы земли (которые они могли выкупить у государства), был введен английский язык в судах. За время республики были объединены три королевства: Англия, Ирландия, Шотландия, страна стала господствовать на морях, завоевала ряд колоний. После второго этапа революции в Англии установлена "Ограниченная парламентом монархия", уничтожены феодальные порядки.

Следующими по времени были буржуазные революции во Франции (1789-1794; 1830; 1848; 1870). Три из них завершились реставрацией монархии. Наибольший международный резонанс имела революция 1789-1794 гг., в ходе которой было свергнуто самодержавие, конфискованы земли и имущество аристократов, были проведены важные реформы, затронувшие все стороны жизни: экономику, военное дело, образование, наук, искусство, религию, воспитание. Крестьяне получили землю, было установлено всеобщее избирательное право, законопроекты, принимаемые в этот период, намного опережали свое время. В Испании многократные попытки ограничить власть королей Конституцией оканчивались трагично. Революционная ситуация в этой стране подучила название "хронической революции". Фактически революционный характер носили движения за объединение стран (Италия) и против колониальной зависимости (США и др. страны).

3. Духовная культура Нового времени

В Новое время идеологическую базу духовной жизни основной массы населения еще составляла религия. Атеизм был уделом значительно меньшей части передовых ученых, мыслителей и общественных деятелей. Важнейшими идейными течениями, отделившими в сознании людей Средневековье от Нового времени, были в первую очередь идеи гуманистов эпохи Возрождения и идеи реформаторов церкви. Гуманисты, заложили основы Реформации. При этом гуманизм вошел в историю духовной культуры как тенденция светской мысли, а Реформация - как религиозной.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
Возрождение (14 - 16 вв.)тенденция светской мысли Реформация (16 - начало 17 вв.)тенденция религиозной мысли
Гуманистыпоставили в центр внимания не идею первородного греха, падения и спасения души, а идею земного предназначения человека, возможность его творческого совершенствования с помощью деятельности в обожествляемом лице; подвергли критике схоластическое богословие; критиковали нравы духовенства, с точки зрения попрания человеческих прав, человеческой природы; положили начало исследованию (филологическому и историческому) текстов Ветхого и Нового Заветов; возродили античную культуру (науки, искусство, образование, мифологию и др.); "очистили" от церковного предания религиозные учения; благодаря к обращению к античным источникам усилилась светская, а иногда и языческая линия в рассуждениях и искусстве (введение в сюжеты произведений искусства античных богов, героев, исторических лиц, обнаженную натуру и др.) Протестантысчитали, что основой веры служит внутреннее доверие к богу; священной является только Библия (священное писание), но не священное придание; Библия должна быть переведена на национальные языки, она может трактоваться свободно; местная (государственная) церковь не должна подчиняться римскому папе, а иметь своего главного иерарха; папские буллы, постановления соборов и т.п. не имеют священной силы; священнослужители не являются носителями божественного авторитета и не могут быть единственными посредниками между богом и верующими; церковь должна быть дешевой (лишена богатства: земель, монастырей, крестьян, украшений, икон и пр.); безбрачие духовенства (целибат) должно быть отменено; из семи христианских таинств следует признать два - крещение и причащение - как символические обряды; душа спасается трудом.

Иногда Реформацию называют религиозной революцией, столь велика ее обновляющая роль. Реформация имела три направления.