Смекни!
smekni.com

Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) (стр. 2 из 5)

Леонардо да Винчи – гениальный художник, замечательный экспериментатор и выдающийся ученый, воплотивший в своей деятельности все наиболее прогрессивные тенденции Ренессанса.

Леонардо да Винчи.

В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения (а может быть, и всех времен) - Леонардо да Винчи. Его отец был зажиточным нотариусом, членом крупного флорентийского цеха, его мать – простой крестьянкой. Леонардо был внебрачным сыном. Уже в 1452 году его отец женился на другой женщине и вскоре взял к себе мальчика, который рос под присмотром мачехи и деда. Переселившись до 1469 года с семьей во Флоренцию, где он занял со временем видное положение, мессер Пьеро да Винчи отдал своего сына в обучение к знаменитому скульптору и живописцу Верроккио.

Мастерская Верроккио была в 70-х годах XV века главным художественным центром Флоренции. Здесь Леонардо стал упражняться не в одной только области, а во всех тех, куда входит рисунок. Здесь процветало смелое художественное экспериментирование, основанное на серьезных научных познаниях в области математики, перспективы и анатомии, здесь воспитывалась любовь к природе и к особо тщательной манере письма, сочетавшей острый рисунок с пластически-четкой моделировкой, здесь реалистические формы раннего XV века перерабатывались в направлении все большего изящества, грации и чисто ювелирной тонкости.

Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными, хотя Леонардо никогда не упоминал с своем учителе в записных книжках. Он жил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет. Подмастерьем Леонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок и другой черной работой. Постепенно, по мере накопления опыта и возрастания мастерства, ему стали доверять простейшую часть работы, на которую Верроккио получал заказы. Основы он черпал непосредственно от учителя, однако в мастерской работали старшие и более опытные ученики и подмастерья, например известный Пьетро Перуджино, который был на шесть лет старше Леонардо и у которого тот наверняка перенял множество приемов. В свою очередь Леонардо помогал младшим ученикам, таким, как Лоренцо ди Креди, чей стиль столь повторяет Леонардо, что для различения их работ иногда требуется помощь эксперта.

Известен также такой случай: когда Андреа дель Верроккио писал на дереве образ с изображением св. Иоанна, крестящего Христа, Леонардо сделал на нем ангела, держащего одежды, и, хотя был еще юным, выполнил его так, что ангел Леонардо оказался много лучше фигур Верроккио, и это послужило причиной тому, что Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что какой-то мальчик превзошел его в умении.

Леонардо сложился как художник да, вероятно, в значительной мере и как ученый в мастерской Верроккио. Ранние рисунки и картины Леонардо ясно показывают, какой замечательной школой реалистического искусства была ренессансная мастерская. Здесь все делалось для того, чтобы научить с ранних лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистическим методом.

Рисунки Леонардо 70-х годов свидетельствуют о пристальном и внимательном изучении молодым художником натуры. Он зарисовывает приглянувшиеся ему лица, пейзажи, растения, фигуры животных, он без устали делает подробнейшие этюды драпировок, добиваясь максимальной рельефности в передаче складок, он выполняет поражающие уже на этом раннем этапе своей зрелостью композиционные наброски для картин. Природа во всех своих разнообразных проявлениях властно влечет его к себе. Он преклоняется перед ее удивительной красотой и совершенством, перед бесконечным разнообразием ее форм.

На протяжении 70-х годов Леонардо выполнил ряд картин, относительно которых до настоящего времени идут горячие споры в науке. В мастерской Верроккио применялась совместная работа учителя и учеников над одним и тем же произведением; в связи с этим, естественно, возникают большие сложности при распознании отдельных художественных почерков. Несколько лет назад наука все же склонилась к тому, чтобы приписать молодому Леонардо две вещи, которые чаще всего связывали с именем Верроккио. Это «Благовещение» и «Портрет Джиневры де Бенчи». В обеих этих работах Леонардо выступает перед нами еще как типичный мастер XV века, отдающий предпочтение частностям перед целым.

Наиболее зрелым произведением молодого Леонардо является «Мадонна с цветком». В этой картине он представил счастье молодой матери, играющей с сыном, которому она протянула цветок. Леонардо добился замечательной слитности композиции, объединив фигуры Марии и младенца в неразрывную группу на темном фоне стены, прорезанной справа окном. Живопись XV века не знала столь совершенных композиционных решений.

В 1480 году Леонардо упоминается как имеющий «casasua», т.е. свою собственную мастерскую. Предположительно, примерно в том же году возникла картина «Мадонна Литта», хранящаяся в Государственном Эрмитаже. Эта картина написана темперой, т.е. красками, разведенными на яичном желтке. К этой технике Леонардо прибегал лишь в виде исключения, что объясняет несколько не обычную для него манеру письма - менее мягкую и более детализированную.

На следующий год он заключает с монахами монастыря Сан Донато а Скопето договор на алтарный образ «Поклонения волхвов». Эта картина, как и большинство леонардовских вещей, осталась незаконченной.

В 1481 году, когда Леонардо было двадцать девять лет, случилось событие, которое должно было, во всяком случае, его сильно задеть, если не унизить. Папа Сикст IV, вне всякого сомнения предварительно посоветовавшись с Медичи, пригласил лучших тосканских художников для работы в Ватикане. Среди приглашенных были Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли, Перуджино, Пинтуриккио и Козимо Россели – но не Леонардо. Он не мог отделаться от чувства, что во Флоренции, находящейся под властью Медичи, у него нет будущего. В связи с этим он обратил свои взоры на север Италии и начал искать покровительства у могущественного Лодовико Сфорца, при дворе которого была более здоровая, не столь манерно-изысканная, атмосфера. В 1482 году он уезжает в Милан и начинает новую жизнь вдали от Тосканы. Этот период длился почти двадцать лет, и за это время он получил признание – именно то, чего был лишен на родине. Наиболее прославленное произведение Леонардо - знаменитая «Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта Мария делле Грацие. Эта роспись, в настоящем своем виде представляющая руину, была выполнена между 1495 и 1497 годами. Причина быстрой порчи, дававшей о себе знать уже в 1517 году, заключалась в своеобразной технике, сочетавшей масло с темперой.

Портрет, написанный Леонардо совместно с опытным миланским художником Амброджо да Предисом, называется «Дама с горностаем». Портрет превосходно отражает те качества, которыми эта женщина, соблазненная Сфорца, когда ей было всего семнадцать лет, обладала: выражение ее интеллигентного лица проницательное и сосредоточенное, пальцы у нее длинные и чувствительные – такие бывают у музыкантов.

Еще один портрет, написанный Леонардо в ранние годы пребывания в Милане, возможно, наименее значительный из всех и хуже всего документированный, однако по иронии судьбы лучше всего сохранившийся. Это «Потрет музыканта». В портрете закончено только лицо; по типу оно близко лицам ангелов Леонардо. Несколько лет назад живопись была расчищена, и на клочке бумаги в руке изображенного человека обнаружилось несколько нотных знаков. Исследователи Леонардо, знающие его склонность к загадкам и секретам, пока безрезультатно пытались прочесть это нотное послание.

Леонардо начал писать свой «Трактат о живописи» именно в Милане, как свидетельствуют источники, по просьбе Сфорца, который пожелал узнать, какое из искусств – скульптура или живопись - более благородно. Также Леонардо увлекся изучением анатомии человеческого тела, а в последние годы пребывания у Сфорца он отдавал значительную часть своего времени математике. Годы служения у Сфорца закончились тем, что Лодовико был свергнут и доставлен во Францию в качестве пленника. После этого Леонардо еще некоторое время оставался в Милане. Затем вместе с Лукой Пачоли и Салаино - своим учеником - Леонардо отправился во Флоренцию, по пути завернув в Мантую и Венецию для осмотра достопримечательностей.

Служба Леонардо у Цезаря Борджа падает на время между маем 1502 и мартом 1503 года. По заданиям герцога Леонардо выполнял сложные фортификационные и инженерные работы. Параллельно он продолжал свои обычные научные изыскания. Он изучает движение воздушных и водяных волн, внимательно прислушивается к звуку струи бьющего фонтана, интересуется своеобразным способом переноски винограда и вновь покрывает страницы своих манускриптов бесчисленными математическими выкладками и длиннейшими колоннами цифр.