Смекни!
smekni.com

Свадебные обряды Китая (стр. 2 из 2)

Под оглушительные разрывы хлопушек и петард свадебный картеж трогался в путь. Невеста в этот час была окружена различными талисманами, которые привлекали счастье и отвергали напасти. Свадебная процессия выглядела следующим образом: впереди шли два представителя жениха, державшие в руках большие факелы, на которых был начертан фамильный знак жениха. За ними шествовали два представителя невесты, люди с красным зонтом. Обычно семья невесты отряжала ей в помощь в помощь женщину, которую несли в зеленом паланкине, в конце процессии. Свадебному картежу полагалось идти не спеша и обязательно окружным путем.

Приблизительно на середине пути процессия останавливалась и устраивалась церемония "передачи" новобрачной людям жениха, после чего представители невесты возвращались домой. У дома жениха паланкин невесты встречали шумным фейерверком. Во дворе возле ворот разжигали костер. Паланкин переносили через костер, причем в этот момент в огонь не редко подливали масло, и вспыхнувшее пламя символизировало процветание молодой семьи. Самый старый и удачливый в жизни человек из семьи жениха обращался к невесте с приветствиями и благопожелательными фразами. К приезду новобрачной во дворе, или в доме жениха ставили столик, служивший алтарем для поклонения всем богам "Неба и Земли". Перед киотом с изображением "всех богов" ставили по паре свечей и благовонных палочек, пять чашек мяса, двадцать лепешек, курильницу и меру зерна, наполненную зерном гаоля. В гаолян втыкали три стрелы, на которые вешали лук. Когда паланкин с невестой выносили во двор, жених пускал в него эти стрелы, подражая божественному покровителю чадородия и браков Чжан-сяню, который поражал стрелами злых духов.

Свадебный паланкин ставили на землю. Невесте помогали сойти с паланкина две женщины: замужняя и девица. Последняя подносила невесте блюдо, на котором лежали два вареных яйца без скорлупы, выкрашенные в красный и голубой цвета; кусочек сахара; сладкие лепешки, украшенные цветком; гребень и маленький кувшин, покрытый красным платком и перевязанный разноцветными шелковыми нитями. В кувшин клали золотые и серебреные вещицы, которые входили в число важнейших свадебных талисманов невесты. Кроме того, невесте подносили миниатюрное зеркало, отпугивавшее злых духов и две скрещенные палочки, символизировавшие новый брачный союз. Одна из женщин проводила гребнем по волосам невесты, клала ей в рот сахар и прикладывала яйца к ее щекам. У дверей дома новобрачная переступала через седло. Этот обычай вошел в быт китайцев в IV-VI вв., слово "седло" является в китайском языке омофоном слов "мир", "покой". Когда новобрачная переступала через седло, распорядитель церемонии произносил благопожелательное заклинание.

В дверях дома новобрачную встречал жених, которому тоже клали в рот кусочек сахара. Он держал перед собой два свернутых отрезка красной материи, концы которых свисали до земли. На этих отрезках ткани лежал календарь в виде свитка, именовавшийся в просторечии "книгой десяти тысяч глав". В сопровождении распорядителей церемонии жених и невеста шли по специально расстеленному ковру к жертвенному столику для совершения поклонений небу и земле. Встав перед столиком, жених зажигал на нем свечи и благовония и отвешивал четыре земных поклона: духам Неба и Земли, Солнцу и Луне, "государям и стихиям воды и земли" и, наконец, родителям. Невеста стояла неподвижно по правую руку от жениха, или кланялась вслед за ним. В конце церемонии молодые четыре раза кланялись друг другу. Обряд поклонения небу и земле рассматривался, как своего рода официальное уведомление божественных сил о состоявшемся браке. Отныне жених и невеста считались мужем и женой.

По окончании обряда жених вел невесту в комнату, отведенную для новой семьи. Переступив порог комнаты, молодой муж первым делом пускал стрелы во все ее углы, изгоняя, таким образом, злых духов. Затем новобрачные садились на ложе, и некоторое время сидели неподвижно в молчании. Пока молодая сидела с молодым мужем, с нее снимали закрывающее ее лицо красное покрывало. Новобрачным подносили два бокала, наполненные чаем или вином связанные красной нитью. Каждый из них отпивал глоток из своего бокала, потом они менялись бокалами, отпивали еще раз, подливали друг другу из своих бокалов и пили вновь. Этот обряд именовавшийся "единением чаш", как бы скреплял новый супружеский союз. Молодая жена, как полагалось ей в течение всей свадьбы, хранила молчание (считалось, что это способствует рождению потомства в новой семье).

Свадебный пир

После поклонений молодых у семейного алтаря и обрядов в их комнате, официальная часть свадебной церемонии заканчивалась. Молодая жена прихорашивалась и переодевалась к свадебному пиршеству, а жених выходил в главный зал дома к гостям. Начиналось время свадебных увеселений, которые продолжались обычно два дня после церемонии бракосочетания.

В день свадьбы в доме жениха собирались гости, включая сватов и родителей невесты. Ни один гость не мог явиться на свадьбу без подарка - чаще всего свертка с деньгами. К свадебному столу подавались лучшие сорта вин. Во время пиршества звучала музыка. А невеста же по обычаю на свадебном пиру не прикасалась к еде.

После окончания обеда наступал период шутливых смотрин молодой жены. Этот обычай разрешал гостям, свободно входить в комнату новобрачной, бесцеремонно обсуждать ее внешность, говорить ей непристойные вещи и в тоже время запрещал молодой женщине как-либо реагировать на все эти насмешки и оскорбления.

По обычаю гости вольны оставаться в комнате молодоженов, сколько им заблагорассудится, и свежеиспеченному мужу, удавалось выдворить их лишь откупившись от них. Перед уходом молодых на покой, им предлагали четыре чашки необычайно длинной лапши ("лапши долголетия"). Те должны были отведать эту лапшу, забрав в рот несколько ее нитей целиком. В течение первой брачной ночи в спальне молодых постоянно горела "лампа долгой жизни". Постель новобрачных застилали полотенцем, с тем, чтобы на утро молодая жена могла предъявить свекрови доказательство своей невинности.

На следующий день молодожены, принарядившись, выходили из спальни и отправлялись в главный зал, для поклонения предкам и домашним богам - покровителям. Приличия требовали, чтобы жених в тот же день с утра отправил семье невесты извещение о том, что молодая сохранила невинность до свадьбы, и приглашение на обед.

В большинстве районов Китая молодожены на третий день свадьбы отправлялись в отдельных палантинах погостить в дом жены. Нередко родственники невесты устраивали мужу разные испытания. Например, ему преподносили пельмени с острейшим перцем, что по местному поверию способствовало карьере мужа и рождению умных детей. Тем не менее, молодой муж был обязан вместе с женой совершить в ее доме поклонение перед семейным алтарем. Молодоженам следовало до захода солнца вернуться домой, поскольку обычай запрещал новобрачной в течение первого месяца семейной жизни ночевать вне дома.