Смекни!
smekni.com

Традиционные общества (стр. 3 из 3)

Огромным достижением древнего Китая было изобретение бумаги из отходов кокона шелкопряда. Но революционный переворот оказало производство бумаги из отходов древесного волокна, что сделало бумагу доступной для массового использования. Изобретение бумаги и туши легло в основу усовершенствования китайской письменности. Был создан стандартный стиль письма кайшу, заложивший основу иероглифики. Средства письма и иероглифика были восприняты народами Вьетнама. Кореи и Японии.

Государственное образование в древнем Китая держалось на обязательной грамотности должностных лиц, чиновничества, сборщиков налогов. Существовали школы для чиновников. . Велась перепись населения для распределения налогов и пополнения армии. Как в сознании, в философии, в управлении, так и в семейной жизни и в быту господствовала упорядоченность.

Духовная жизнь древних китайцев была пронизана религиозно-философскими идеями и учениями. Важнейшими из них были конфуцианство и даосизм.

· Конфуцианство возникло на рубеже 6-5 вв. до н.э. Его основоположником считается Учитель Кун (в латинской транскрипции Конфуций), странствующий проповедник, который был впоследствии обожествлен. Существовал государственный культ Конфуция, с официальным ритуалом жертвоприношения. Учение его было записано учениками и составило трактат "Беседы и суждения". Этот трактат изучался в школах, заменяя учебник начального обучения. Конфуций уделял главное внимание человеческому обществу. С течением времени учение из политического и социально-этического превратилось в философско-теологическое.

· Даосизм - философское учение 4-3 вв. до н.э. на основе которого сложилось религиозное течение. Принципы философии даосизма изложены в книге "Дао дэ цзин", приписываемой мыслителю древности Лао-цзы. Основная идея учения возврат к "естественному", первобытному состоянию, внутриобщинному равенству. Даосцы порицали социальный гнет, осуждали войны, выступали против роскоши знати. В начале 5 в. до н.э. оформляется ритуал и вероучение даосцев. На рубеже новой эры в Китай проникает учение буддистов, которое и стало активным идеологическим фактором в процессе феодализации Китая, как и всего восточноазиатского региона.

6. Древнеяпонская цивилизация

Она не оказала существенного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Своеобразная культура Японии очень молода. В середине 1 тыс. до н. э. на японские острова переселилась группа племен, которым удалось ассимилироваться с коренными жителями островов. Возникновение государственности датируется 3-4 вв. н.э. и характеризуется удивительной однородностью.

С середины 7 в. н.э. в Японии стала укрепляться государственная власть, вводиться новое законодательство, складываться административно-чиновничий аппарат. Экономическую основу страны составляла государственная собственность на землю.

В 7-8 вв. японское государство пытается обосновать идеологически новые институты власти, для чего создаются мифологически-летописные своды "Кодзики" и "Нихон секи". В этих документах вся история Японии была представлена как единство двух периодов: эры богов и эры императоров. Большое значение для духовной жизни имел культ предков и культ Солнца - синтоизм. На государственном уровне культ предков воплотился в культе богини солнца, считавшейся прародительницей правящего рода. Существовали божества-предки и защитники родов, выводивших из них свое происхождение. Помимо родовых божеств японцы поклонялись и многочисленным местным богам природы. Для того чтобы преодолеть идеологическую раздробленность, порождаемую поклонением родовым и местным богам, правители стали насаждать с 6 в. н. э. религию буддизма, т.е. религию развитого классового общества. Идеология буддизма помогла сформировать новый тип личности, лишенный родовых привязанностей, привнесла новые нормы общежития. Вместе с идеологией буддизма были приняты и храмы и атрибуты веры.

Период с 4-7 вв. принято называть курганным по типу погребений, в инвентаре которых очень заметны корейские и китайские влияния. Среди предметов погребального культа особое значение имеет пластика ханива (изображения жилищ, храмов, зонтов, сосудов, оружия, лодок, животных, птиц, воинов, жрецов и т.д.).

Близость Китая оказала влияние на распространение китайской письменности. На китайском языке велись хроники, составлялись законы, в качестве учебников в государственных школах использовались китайские философские и литературные произведения. На китайском языке создавалась и японская средневековая литература. Подобно Китаю японцы создали свой национальный ритуальный театр. Особую роль в японской культуре играл синтез национальной архитектуры и природного ландшафта.

Выводы:

· В Древний период истории культуры возникшие восточные культуры заложили основы традиционных обществ, которые до настоящего времени сохранили свои специфические черты. Для традиционных обществ характерны следующие черты:

· Преимущественно аграрный способ производства, понимание землевладения не как собственности, а как землепользования;

· Сохранение общинного образа жизни и общинного землепользования;

· Патронажная система распределения продукта труда в общине (перераспределение земель, взаимопомощь в виде даров, брачных подарков и др., регулирование потребления);

· Этническая, клановая, кастовая дифференциация обществ в отличие от поздних индустриальных обществ, имеющих классовое деление;

· Сохранение в повседневной жизни сочетаний политеистических и монотеистических представлений, роли предков, ориентация на прошлое;

· Огромная роль ритуала, этикета.

НАСЛЕДИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вид художественной деятельности Что изображалось
Наскальные изображения Животные, обитавшие в этих местах
Изображения по стенам, потолкам пещер Сцены охоты. Шаманы в шкурах животных и масках
Рельеф на предметах Головы животных или полностью животные
Изувеченные руки Руки без фаланг
"Погребальная" архитектура комлехи, менгиры и др. Гигантские камни, расположенные особым образом
"Ювелирные украшения", кольца, браслеты, нашейные украшения, броши, фибулы С изображениями животных, птиц, орнаментом
Посмертные маски, прижизненные изображения людей Предельно-реалистические с точной передачей индивидуальных черт
Прикладное искусство: керамика, бронзовые, костяные, каменные изделия Растительный орнамент, геометрический орнамент (как условное изображение окружающего мира), пиктограммы, круг, спираль, меандр, "свастика", зигзаги, треугольники, черточки
Чуринги Цветные полоски на гальке, на глиняных пластинках изображение условных черт лица на летящей птице
Танцы, театрализация
Письмо (начатки) пиктограммы, иероглифы (рука, шалаш, глаз, топор и многое другое)

Список литературы

1. Археология зарубежной Азии.- М., 1986.

2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993

3. Древние цивилизации. - М.,1989.

4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. - М., 1990.

5. Запад и Восток. Традиции и современность.- М., 1993.

6. История и культура Китая. - М., 1974.

7. Культура и политика в странах Азии и Африки.- М., 1986.

8. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. - М., 1996.

9. Роль традиций в истории и культуре Китая. - М., 1972.