Смекни!
smekni.com

Русская духовность и особенности религиозности (стр. 2 из 2)

В период Реформации на Русь пришли идеи евангельского и духовного христианства, частично смешавшиеся с раскольническими. В середине XVII в. зарождается учение «хлыстовщины», по-видимому происходящее из старообрядческой среды и основанное на пророческих откровениях, но в итоге пришедшее к нравственной распущенности. В 60-х гг. XVII в. возникает «скопчество», радикальным методом решавшее проблему греха людей соблазняемых женской красотой, источником препятствий к спасению души. С начала XIХ в. на сцену выступает философско-мистическое «духоборчество», сменившее начале 90-х гг. название на «всебратья», свободное от старообрядческих воспоминаний, но не вполне независимое от хлыстовщины и поведшее к возникновению новых сект, не имевших определенного вероучения. Некоторые из них, ставшие известны властям, были названы «иконоборцами», другие, усвоившие себе некоторые правила Моисеева закона, получили название «жидовствующих» и «субботников», из них сформировалась секта «молокан», обосновывавшаяся на Писании. При имп. Александре I все гонения немедленно прекратились, а узники и ссыльные освобождены. Обнаружился сильный интерес высшего общества к евангельскому и духовному христианству. Эти идеи были развиты, обряд реабилитирован, при помощи новой мистической литературы разработано и само учение. Помимо расцвета прежних сект возникли близкие им «шелапутство», «новохлыстовство», «толстовство», «израильская» секта и др. В 40-х и 50-х гг. XIХ в. в результате религиозного брожения в среде немецких колонистов возникли новые секты, идеи которых быстро передались русскому населению, дополнившись в 70-х гг. баптистскими догмами. Новое христианское в основе учение назвалось штундизмом, и многие его сторонники вскоре перешли в баптизм. После гонений Победоносцева под влиянием интеллигенции это течение под названием «новоштундизма» стало отрицать евангельскую основу веры и склоняться к коммунистическим мыслям. Смесь новейших спиритуалистических и философских воззрений с штундитизмом породила ожидавших немедленного второго пришествия и придававшихся религиозному экстазу «сионцев» или «прыгунов» и «малевальщинцев», мистических «шалопутов», заграничных «адвентистов», проповедовавших «тысячелетнее царство». Во всех этих течениях преобладали не столько религиозные, сколько социальные аспекты.

Заключение. Как известно, со времён возникновения социального неравенства правящие верхи стремились использовать религию для укрепления своей власти. Интеллигентная часть общества придерживалась в вопросах веры либо консервативной позиции либо увлекалась новейшими течениями духовной мысли. Высшее духовенство в конце концов растеряло религиозность и стало на путь политической активности. Масса же всегда была достаточно индеферентна.

Список литературы

1) Милюков П.Н. «Очерки по истории русской культуры» в 3 т. Т. 2, ч. 1. – М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994.

2) Зубарь В.М., Павленко Ю.В. «Херсонес Таврический и распространение христианства на Руси». – Киев: Наук. думка, 1988.

3) «Христианство и Русь», сборник статей. – М.: Наука, 1988.

4) Козлов Ю.Ф. «Союз короны и креста». – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995.