Смекни!
smekni.com

Художественная летопись Москвы в картинах А.М.Васнецова (стр. 2 из 2)

В Китай-городе - на мосту через ров к Спасской башне - располагались книжные лавочки. Со времен Ивана Грозного продавались здесь рукописные и печатные книги, календари, лубочные картинки. Поэтому Спасский мост был местом, откуда люди разносили новости.

Интересное оборонительное сооружение показано в акварели художника "Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке". Через Москву-реку было несколько бродов. Один из них находился недалеко от Чертопольских ворот (современная площадь "11ре-чистенские ^ ворота" ). И вот вблизи брода в юго-западном углу Белого города для охраны Москвы и отражения татар, нападавших, как правило, с юга, возвели дозорную башню с семью деревянными шатрами наверху.

На берегу в те времена обычно располагались общественные бани. Замечательный рассказчик и комментатор своих работ, Аполлинарий Михайлович подробно писал о них: "Суббота, работы кончились, и расходится рабочий люд после трудового дня. Близко к вечеру. затихли гомон и сутолока в Гостином дворе, на Большом торге, на Красной площади. Пошли перезвоны к вечерне, загудела Москва как улей от звона сорока сороков. Скрипя, ревут банные журавцы, поднимая и опуская длинные шеи с бадьями на веревках, работают водоливы. В бане идет несмолкаемый гам от говора - ничего не разберешь, каждый слышит только соседа. Зато в предбаннике потише и носветлее, и идут мирные разговоры. Не было тогда клубов и театров, где бы московские граждане могли бы сойтись и побеседовать, не было газет, где можно было бы почерпнуть новости... А дома разомлевшие от пара москвичи и москвички пьют горячее сусло с астраханским стручком или ароматный горячий сбитень на меду. При свете лучины или сальных свеч коротают длинный зимний вечер в кругу своих семей за слюдяными оконцами в бревенчатых и брусяных избах старой Москвы".

Любили в Древней Руси праздники, игры и всякое веселье. Большим развлечением горожан был приход медведчиков с ручным медведем, смешно и похоже изображавшим людей. Аполлинарий Михайлович показывал сценки народной жизни настолько живо и убедительно, что кажется, будто художник - очевидец этих событий. Очень хорошо сказал о его творчестве А.Н.Бенуа: "Виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении. В них он сумел разгадать коренную русскую, окончательно в наше время исчезающую красоту, вычурную, странную прелесть целой безвозвратно погибшей культуры".