Смекни!
smekni.com

Дикость, варварство и цивилизация как ступень развития общества (стр. 5 из 5)

Культура есть способ деятельности людей, о общественные отношения - плацдарм, основа, поле для этой деятельности. Такое понимание помогает осознать, как именно связаны общество (общественные отношения) и культура (способ деятельности). Общественные отноше­ния - это основания, а культура - обоснованное. Общество создает поле для человеческого действия, его наличный облик обусловливает их границы и в определенной мере задает характер и способы действий. Культура и общест­во не соотносятся как часть и целое, сегмент и тотальность. Они взаимопроникают. По сути дела, мы здесь говорим о двух планах рассмотрения жизни людей.

Первый - «общество» - это видение жизни человеческой со стороны способов объединения индивидов в це­лостность, создание модели их единения.

Другой план - «культура» - это видение жизни челове­ческой, исходя из того, как именно люди действуют, что созидают и передают от поколения к поколе­нию. Культура, выступая аспектом деяния (умение делать), обнаруживает себя как непременная сторо­на всякой деятельности, будучи своего рода выра­жением его качества, положенной определенностью.

Выясняя вопрос о связи культуры и общества, мы отвечаем еще на два вопроса.

Первый из них: что именно определяет, обосновы­вает способ человеческой деятельности? И отвечаем: выросший в ходе собственной истории конкретный облик наличного общества (личности, «среды», характера соци­альной структуры, региона, страны, континента, всего че­ловечества). Унаследованная деятельность вкупе с инди­видуальной и групповой генетической детерминацией ха­рактеризует облик и формы наличной культуры человека.

И второй вопрос: в каких сферах и в какой мере спе­цифически обнаруживается культура? И тут мы видим наличие веера культурных феноменов. Есть культура про­изводства и экономическая культура, организационная, политическая, правовая, нравственная, научная, религиоз­ная, экологическая, педагогическая и иные формы, завися­щие от специфики того сегмента общественной жизни, в котором она функционирует. И не случайно, в практике словоупотребления достаточно часто приходится сталки­ваться с редукцией (сведением) целостной многоаспект­ной культуры к одной из форм ее функционирования. Для одних культура предстает, прежде всего, как овладение богатством художественных ценностей, другим она пред­ставляется нравственностью (напомним формулу А. Швейцера «Культура - это этика»), третьи считают, что не культурен тот, кто не имеет религиозного опыта, для чет­вертых вне культуры находится человек, не знакомый с высшими достижениями науки.

В ином ракурсе выявляется вхождение культуры в об­щественную горизонталь, в собственно социальную струк­туру. Тут возникает вопросе субъекте деятельности. Кто действует? Уже не где, не в какой сфере и не как дейст­вует, а кто?

Понятие об объекте деятельности трактуется филосо­фией в определениях различного уровня. От гносеологи­ческой пары западной философии «субъект - объект», пред­ставляющей в абстрактном виде практическое отношение родового человека к миру, до индивида, действующего в обществе отдельного человека (личности).

Дело в том, что в целостном организме общества суще­ствуют отдельные (горизонтальные) подсистемы, социаль­но-исторические общности разного типа. Их наличие и взаимодействие характеризуют возникновение и разви­тие собственно социальной структуры.

С этих позиций социальный субъект предстает в виде группы (сообщества) людей, объединяемых объективны­ми свойствами и связями в качественно определенное со­циальное образование. Надо отметить, что субъектами социальной общности выступают не только общности (клас­сы, этносы, субэтносы, профессиональные группы, поко­ления и т.д.), но и учреждения, организации, объединения (государства, партии, союзы, коммерческие группы и т.п.).

В самом общем виде можно было бы развернуть такую цепочку субъектов деятельности: индивид (личность), малая (контактная) группа, социальные институты, организации и объединения, классы, иные субъекты со­циального расслоения (стратификации), этносы, стра­ны-государства, региональные сообщества, человечество (родовой субъект). Каждое из этих образований может выступать и выступает как субъект культуры.

Поэтому правомерно говорить о культуре личности, о национальной, молодежной культуре, о культуре Запада или Востока, о родовой (общечеловеческой) культуре.

Таким образом, все сказанное позволяет охарак­теризовать сущность культуры через категорию способа человеческой деятельности. Существуя в формах внешней (объективированной) и внутренней (субъектной) предметности, культура выступает как прин­цип связи общественного человека с предметом его дея­ний, предопределяющий характер, механизм и направле­ние самих деяний. Именно поэтому она предстает в виде системы регулятивной деятельности, несущей в себе ак­кумулированный опыт, накопленный историей. Сами эти регулятивы являют собой противоречивое единство ма­териального и идеального, их сплетенность и взаимопро­никновение.

Такой подход к культуре позволяет фиксировать ее глубинную сущность и понять, почему она «разлита» во всей социальности, вплетена в общественную жизнь и присуща роду людскому, всем и каждому, любой личнос­ти и всему обществу.

Список использованной литературы

Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996 г.

Коган Л.Н. Социология культуры. М., 1995 г.

Культура как общественное явление. Журнал «Природа и человек» №3, 1995 г.