Смекни!
smekni.com

НТР и художественное творчество (стр. 2 из 2)

денность придает произведению достоверность и силу.

Искусственный интеллект и творчество.

ЭВМ , как один из продуктов НТР , по моему мнению , должна занимать

отдельную нишу.Насколько применим компьютер к творческому процессу -

вопрос неоднозначный и сложный.

Всякое познание действительности - в той или иной степени ее модели-

рование.Современные машины способны не только моделировать окружа-

ющую действительность , но и в определенной мере ее интерпретировать.

Однако творчество на сегодняшний день остается прерогативой челове-

ка.Сторонники машинного творчества утверждают - если машина способ-

на создать произведение , которое будет восприниматься людьми , как ис-

кусство , то уже не существенно , каким путем достигнут этот эффект.Кро-

ме того , наука нетерпит никаких запретов , кроме наложенных самой при-

родой.Поэтому утверждать , что машинное творчество никогда не возник-

нет , нельзя.

Человек не способен выдумать ничего , что не было бы комбинацией уже

существующих в природе элементов.Применительно к искусству это верно

лишь наполовину.В искусстве все решает не состав , а контекст , взаимо-

действие.Машина способна создать произведение , отвечающее всем за-

ложеным требованиям , но это произведение не будет нести никакой идеи.

Машина может создать заготовку , но окончательный отбор останется за

человеком.Отбор - главнейший элемент всякого творчества.

Без человека творчество превращается в имитацию , подражание суще-

ствующему.Образ индивидуален и неповторим , он не конструируется , а

рождается , в нем концетрируется опыт всего человечества , преломлен-

ный через индивидуальный опыт сознания , через особенности характера

и темперамента личности.Если в будущем машина обретет личность , она

сможет творить.

Жизненность любого творческого метода может быть подтверждена толь-

ко одним способом - созданием шедевров. Только шедевры заставляют че-

ловека пресмотреть свои эстетические принципы.Версификация ничего не

доказывает , это лишь пережевывание уже существующих шедевров.И по-

этому новое произведение , созданное в стиле какого-то старого мастера ,

может вызвать лишь поверхностный интерес.

Произведения искусства не изоморфны своим схемам , как продукты точ-

ных наук.Однажды В.И.Немирович-Данченко добросовестно изложил одно-

му драматургу некую схему построения драмы.В ответ на удивленный воп-

рос "Что же из этого может получиться?" он ответил : "Смотря у кого.У Гри-

боедова - <<Горе от ума>>".

Особенность художественного синтеза - подчиненность не четко сфор-

мулированному заданию , каковым является всякий алгоритм , а "сверхза-

даче".Термин этот , введенный К.С.Станиславским, по мнению многих, мо-

жет относиться ко всем видам искусства.В своем понимании "сверхзадачи"

Станиславский исходил из неразрывности сферы мышления и эмоциональ-

ной жизни художника.

Искусственный интеллект может (пока) выступать лишь в роли инстру-

мента художника.Машина существенно облегчает работу творца , сводя к

минимуму рутину в его деятельности , дает новые возможности.Возника-

ют новые формы искусства , обязанные своим появлением НТР , но твор-

ческая иннициатива остается за человеком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

статья "НТР и личность" Д.А.Гранин

статья "Эстетика парадокса" Ю.В.Линник

статья "К проблеме индивидуального стиля в научных

исследованиях" А.С.Архангельская

статья "Человек и техника в новейшей зарубежной

литературе" Т.Л.Мотылева

статья "На пути к синтетизму" И.Грекова

статья "Творческий процесс или имитация?" А.А.Крон