Смекни!
smekni.com

Театр Южного Урала (1861 – 1917 гг.) (стр. 6 из 6)

В 1885 году приезжал в Оренбург на гастроли В. Н. Андреев-Бурлак блеснул коронной ролью Аркашки в "Лесе" Островского и затем по традиции на одном из спектаклей прочел "Записки сумасшедшего".

Народный артист СССР Ю. М. Юрьев рассказывает о встрече А. Н. Островского с Андреевым-Бурлаком:

"Особой популярностью пользовался "Лес" Островского, главным образом благодаря участию в нем известного комика В. Н. Андреева-Бурлака и М. И. Писарева, прославившихся в ролях Аркашки и Несчастливцева. А между тем, когда Андреев-Бурлак вздумал продебютировать в Малом театре в своей коронной роли Аркашки, – он не был принят: препятствием к тому послужило якобы несоблюдение Андреевым-Бурлаком текста Островского.

Его бывший партнер по пьесе, постоянно игравший с ним Несчастливцева, – Модест Иванович Писарев рассказывал как-то нам, актерам Александринского театра, что когда Островский, много наслышанный о талантливом исполнении роли Аркашки Андреевым-Бурлаком, пошел посмотреть его в этой роли, то по окончании спектакля он возымел желание с ним познакомиться. Пройдя к нему в уборную, Александр Николаевич горячо благодарил его за доставленное удовольствие и, со свойственной ему манерой спотыкаться на согласных, добавил:

– З-замечательно… эт-то з-замечательно… Только знаете что?…
Я эт-того н-никогда н-не писал… Но з-замечательно… эт-то в образе…
з-замечательно!

И тут же дал Андрееву-Бурлаку разрешение ввести в текст роли Аркашки некоторые фразы, т.е., иначе говоря, "отсебятины" артиста, которыми в настоящее время пользуются многие исполнители этой роли"[17].

Выступала в Оренбурге и В. Ф. Комиссаржевская, гениальная "актриса жизни", как метко назвал ее П. Д. Боборыкин. Первое выступление состоялось 20 августа 1891 года, второе – весной 1903 года.

Впервые как актриса драматического театра Вера Федоровна выступала в 1893 году в Новочеркасске в труппе Н. Н. Синельникова. За два года до этого Вера Федоровна вместе со свои отцом, знаменитым тенором, бывшим артистом императорских театров Ф. П. Комиссаржевским, приезжала в Оренбург. Здесь она выступала в концерте на сцене городского театра. Вера Федоровна исполняла арию няни из оперы "Евгений Онегин" и арию Зибеля из оперы "Фауст". Рецензент местной газеты писал, что В. Ф. Комиссаржевская "фразировкой, страстностью и изяществом исполнения напоминала своего отца в молодости".

Весной 1903 года Комиссаржевская вновь приезжает в Оренбург, но уже в качестве драматической актрисы. "Гастроли г-жи Комиссаржевской в городском театре, – писал "Оренбургский листок", – ограничились всего тремя спектаклями, привлекшими массу публики; были проданы даже места в оркестре. Шли "Дикарка" Островского, "Вопрос" Суворина и "Волшебная сказка" Потапенко. Даровитая артистка очаровала оренбургскую публику талантливой и нервной игрой, нежностью дикции, теплотой и поэтической передачей текста, искренним увлечением сценическими положениями. Мы благодарим случай, давший возможность оренбуржцам "наяву" увидеть это чудо, о котором они столько наслышаны из текущей прессы".

В начале мая 1905 года "Оренбургский листок" сообщал: "Мы можем поделиться с нашей театральной публикой интересным фактом: 13, 14 и15 мая в Оренбургском городском театре состоится три гастрольных спектакля артистов Московского Малого императорского театра при участии Елены Константиновны Лешковской. Приезд артистов первого русского театра – событие безусловно выдающееся". Через день газета отмечала: "К появившемуся объявлению о предстоящих спектаклях артистов Малого театра с участием г-жи Лешковской публика отнеслась очень внимательно. Несмотря на сравнительно отдаленное время приезда ожидаемых гостей и открытие летнего театра, билеты раскупаются с боя и почти уже распроданы". В Оренбурге Е. К. Лешковская выступала в пьесах "Волки и овцы", "Сильные и слабые" и "Мисс Гобс".

Заключение

Театр в России всегда был народным достоянием, непреходящей ценностью. И сегодня он ищет собственные пути в выборе репертуара, решении постановки спектаклей. Зрители отвечают ему сопереживанием, благодарностью и громом аплодисментов.

Недавнее триумфальное выступление в Нью-Йорке труппы Г. Волчек говорит о том, что театр в России не только не сдает своих позиций, но наоборот – находится в авангарде мирового театрального искусства.

Не потерял своего значения и провинциальный театр. Несмотря на сегодняшнее тяжелейшее в экономическом и духовном смысле время, он не пустует. А это значит, что есть повод для оптимизма: Россия возродится и будет процветать.

Литература

1. Велизарий М. И. Путь провинциальной актрисы. М.: Искусство, 1938.

2. Зобов Ю. С., Футорянский Л. И. Родной истории страницы. К 250-летию Оренбургской губернии и 60-летию Оренбургской области. – Оренбург, 1994.

3. Из прошлого Оренбургского края / Под ред. А. Борисова. – Чкалов: Изд-во "Чкаловская коммуна", 1939.

4. История Оренбуржья. – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996.

5. История Урала с древнейших времен до 1861 г. – М., 1989.

6. История Урала в период капитализма. Том 1. Пермь, Кн. изд-во, 1976.

7. Любовь и Восток. – М., 1994.

8. Незнамов М. Старейший русский театр на Урале / Под общ. ред. Ю. Юзовского – Чкаловское издательство, 1948. – 130 с.

9. Оренбург. Путеводитель-справочник. – Челябинск: Южно-Улальское книжное издательство, 1977.

10. Оренбургскому краю – 250 лет. Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 250-летию Оренбургской губернии и 60-летию Оренбургской области. – Оренбург, 1994.

11. О Станиславском. Сборник воспоминаний. – М.: Изд-во ВТО, 1948.

12. Островский А. Н. О театре. М.: Искусство, 1947.

13. П. А. Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы. – М.: Искусство,1959.

14. Правдухина Е. Театр в Оренбурге. Чкаловский областной драматический театр им. А. М. Горького. 100 лет. – Чкаловское книжное издательство, 1957.

15. Советский энциклопедический словарь. – М., 1986.

16. Театральная энциклопедия. – М., 1978.

17. Ф. И. Шаляпин // Человек, события, время. М.: Музыка, 1986. – 192 с.

18. Энгельс Ф. О России. М., 1923.

19. Юрьев Ю. М. Записки. М.: Искусство, 1938.

20. Янковский М. Ф. И. Шаляпин. М.: Государственное музыкальное издательство, 1951.


[1] О Станиславском. Сборник воспоминаний. – М.: Изд-во ВТО, 1948. С. 467.

[2] Ф. И. Шаляпин // Человек, события, время. М.: Музыка, 1986. С. 18.

[3] Янковский М. Ф. И. Шаляпин. М.: Государственное музыкальное издательство, 1951.

[4] Энгельс Ф. О России. М., 1923. С. 33.

[5] История Оренбуржья. – Оренбург, 1996. С. 114.

[6] Правдухина Е. Театр в Оренбурге. Чкаловский областной драматический театр им. А. М. Горького. – Чкаловское книжное издательство, 1957. С. 14.

[7] Там же.

[8]Незнамов М. Старейший русский театр на Урале / Под общ. ред. Ю. Юзовского – Чкаловское издательство, 1948. С. 23.

[9] Островский А. Н. О театре. М.: Искусство, 1947. С. 62.

[10] Велизарий М. И. Путь провинциальной актрисы. М.: Искусство, 1938. С. 40.

[11] Юрьев Ю. М. Записки. М.: Искусство. С. 73.

[12] Там же.

[13] Театр и искусство, № 5, 1911. С. 6.

[14] Театр, № 10, 1938. С. 14-15.

[15] Незнамов М. Старейший русский театр на Урале. – Чкаловское издательство, 1948. С. 34.

[16] Велизарий М. Путь провинциальной актрисы. М.: Искусство, 1938. С. 37.

[17] Юрьев Ю. М. Записки. М.: Искусство. С. 89.