Смекни!
smekni.com

Вечеллио Тициан (стр. 4 из 5)

Венера перед зеркалом. Тициан.

накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Из сочетания гибких многообразных мазков рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Стареющий мастер придает всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Перед нами подлинно царственная женственность во всей ее первозданной славе. Богиня любви в обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги. В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья.

Великое обещание счастья, надежда на счастье, и это полное наслаждение жизнью составляет одну из основ творчества Тициана.

Только цвет определяет выражение этих поздних, глубоко внутренних произведений старого художника. От тщательности и точности предыдущих десятилетий он пришел к широкому, растворяющему контур мазку кисти. Этот «магический импрессионизм» позднего стиля вызвал восхищение, но и презрение современников. Цвет стал для Тициана самым важным, колорит в его творчестве достигает с 1550 года высшего совершенства. В работе с цветом Тициан обращается к уже достигнутому, не забывая при этом всего нового. Именно в этом заключается то большое впечатление, оставляемое его

последними творениями. Цвет у Тициана с самого начала выражал радость жизни и декоративную роскошь, выполняя тем самым запросы венецианского искусства. В последующие века великие представители европейской живописи - Пуссен, Рубенс, ван Дейк, Веласкес и Ватто[27]- обратились именно к этим
достижениям Тициана.
Воплощением этого позднего стиля является картина «Похищение Европы», где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. «Положение во гроб» повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно выделены; фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Его последняя картина – «Оплакивание Христа»была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576. Это огромная алтарная композиция, к сожалению, так и осталась незаконченной. Это полотно - вопль отчаяния, потрясающий душу. Но именно грандиозность этого отчаяния служит нам утешением, ибо в самой этой грандиозности звучит протест против неизбежности конца.

Заключение

И вот перед нами сам этот художник, овладевшей стихией цвета, окончательно преодолевший главенствующую роль очертаний и тем открывший новую страницу в истории живописи. Художник, давший миру самое радостное, торжественно-праздничное искусство, художник, которого не могли омрачить ни закат гуманизма, ни дума о смерти в самые старческие годы. Величав, покоен и строг он на последнем автопортрете с орлиным носом, высоким лбом и взглядом одухотворенным и проницательным. Черты Тициана вылеплены из пламенеющих тициановских красок, в контрасте с черным одеянием они выступают на полотне как вечный памятник знаменосцу великого искусства, памятник, созданный им самим во славу этого искусства.

При написании этого реферата я поняла, что созданные однажды, произведения искусства не остаются одинаковыми раз и навсегда. Творения Тициана живут своей жизнью в смене исторических этапов, то порой отчуждаясь в своем глубоком смысле от понимания зрителя нового поколения, то, напротив, вырастая в своей содержательной сущности и в эстетической притягательности. На мой взгляд, важно именно то, что несмотря на столетия, которые разделяют наше время и эпоху, в которую творил гениальный художник, его произведения продолжают жить, продолжают удивлять и восхищать не только искусствоведов, но и простых людей. А это, я считаю, и есть показатель того, что творения Тициана пережили время, а какое еще можно найти подтверждение гениальности и величия истинного творца.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лазарев В.Н. Поздний Тициан. – В кн.: Старые итальянские мастера. М., 1972

2. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Книга для чтения. - М., «Просвещение», 1976.

3. Смирнова И.А. Тициан и венецианский портрет XVI в. М., 1964.

4. Интернет-сайт: www.elibron.com.


[1] Гуманизм - Идейно-культурное движение эпохи Возрождения, противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип свободного всестороннего развития человеческой личности.

[2] Реформация - мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства - протестанизма.

[3] протестант - проповедующий протестанизм. Протестанизм - Одно из направлений христианства, которое объединяет вероучения, отколовшиеся от католицизма в ходе реформации XVI в.

[4] ксилография - гравюра на дереве.

[5] офорт - 1. Способ углубленного гравирования на металлической доске при помощи травления кислотами. 2. Гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотами; типографский оттиск такой гравюры.