Смекни!
smekni.com

История театра древней Греции, Рима и средневековья (стр. 1 из 3)

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙТЕАТР

Происхождениедревнегреческойдрамы и театра. Появлениюдрамы в Греции предшествовал длительный период, на протяжениикоторогоглавенствующееместо занималисначала эпос,а затем лирика.Всемы знаем богатыйгероическийэпос-поэмы "Иллиада" и "Одиссея",дидактический(поучительный) эпос-поэмы Гесиода (VII в. до н.э.);этопроизведениялирическихпоэтов VI в. дон.э. Рождение греческойдрамы и театрасвязано с обрядовыми играми,которыепосвящались богам-покровителям земледелия:Деметре,ее дочери Коре,Дионису.Такиеобряды иногдапревращалисьв культовую драму.Например,вгороде Элевсинево время мистерий (таинств,на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры,во время которыхизображалосьбракосочетаниеЗевса и Деметры,похищение Коры Плутоном,скитанияДеметры в поискахдочери и возвращение Коры наземлю. Дионис (илиВакх) считалсябогом творческих сил природы;позднее он сталбогом виноделия,апотом богомпоэзии и театра.Символами Дионисаслужили растения,особенновинограднаялоза.Его часто изображалив виде быка иликозла. На праздниках,посвященныхДионису,распевалине только торжественные,но ивеселые карнавальныепесни.Шумноевеселье устраивали ряженые,составлявшиесвиту Диониса.Участникипраздничногошествия мазалилицо виннойгущей,надевалимаски и козлиныешкуры. Из обрядовыхигр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы:трагедия,комедия и сатировская комедия (названная такпо хору,состоявшемуиз сатиров).Трагедия отражала серьезнуюсторону дионисийскогокульта,комедия-карнавально-сатирическую.Сатировскаядрама представляласьсредним жанром.Веселый игровой характери счастливыйконец определилиее место на праздниках в честьДиониса:сатировскуюдраму ставиликак заключениек представлениютрагедий. Трагедия,посвидетельсьвуАристотеля,брала начало от запевал дифирамба,комедия-отзапевал фаллическихпесен,т.е. песен,вкоторых прославлялисьплодоносящиесилы природы.Кдиалогу,которыйвели эти запевалыс хором,примешивалисьэлементы актерской игры,и миф как бы оживалперед участникамипраздника. Многое о происхождениигреческой драмымогут сказатьсами слова трагедияи комедия.Словотрагедия происходитот двух греческих слов: трагос-"козел"и одэ-"песнь",т.е. "песнь козлов".Это название вновьведет нас ксатирам-спутникам Диониса,козлоногим существам,прославлявшимподвиги и страдания бога.Словокомедия происходитот слов комоси одэ."Комос"-это шествие подвыпившей толпы ряженых,осыпавших друг друга шутками и насмешками,на сельских праздникахв честь Диониса.Следовательно,словокомедия обозначает"песнь комоса". Греческаятрагедия,какправило,браласюжеты из мифологии,которая хорошо былаизвестна каждомугреку.Интересзрителей сосредоточивался нена фабуле,а натрактовке мифаавтором,на той общественной и нравственойпроблематике,которая разворачивалась вокруг всем известныхэпизодовмифа.Используямифологическуюоболочку,драматурготражал в трагедиисовременнуюему общественно-политическуюжизнь,высказывалсвои этические,философские,религиозные воззрения.Поэтомуроль трагических представлений в общественно-политическоми этическомвоспитанииграждан былаогромна. Уже во второйполовине VI в.дон.э. трагедия достигла значительногоразвития.Античнаяистория передает,что первым афинским трагическимпоэтом былФеспид (VI в.до н.э.).Первая постановка его трагедии(название еенеизвестно)состояласьвесной 534 г. до н.э. на праздникеВеликих Дионисий.Этотгод принято считать годом рождениямирового театра. Феспиду приписываютусовершенствованиемасок и театральныхкостюмов.Но главнымнововведениемФеспида быловыделение изхора одного исполнителя,актера.Этотактер,или,какего называлив Греции, гипокрит("ответчик"),могобращатьсяк хору с вопросами,отвечать на вопросыхора,изображатьпо ходу действия различных персонажей,покидатьсценическуюплощадку ивозвращатьсяна нее. Таким образом,ранняягреческаятрагедия быласвоеобразным диалогом междуактеров и хороми по форме напоминаласкорее кантану. При этом,хотяколичественнопартия актерав первоначальной драме была невеликаи главную рольиграл хор, именно актер с самого своего появлениястал носителемдейственного,энергичногоначала. В комедии гораздошире,чем в трагедии,к мифологическим мотивам примешивалисьжитейские,которыепостепенностали преобладающими или дажеединственными,хотяв целом комедияпо-прежнемусчиталась посвященнойДионису.Так,во время комоса стали разыгрываться небольшиесценки бытовогои пародийно-сатирическогосодержания.Этиимпровизированныесценки представлялисобой элементарную форму народногобалаганноготеатра и называлисьмимами (в переводе значит "подражание","воспроизведение";исполнители этих сценок такженазывалисьмимами).Героямимимов были традиционные маски народного театра:горе-воин,базарный воришка,ученый-шарлатан,простак,дурачащийвсех,и т.д. Песникомоса и мимы-это главные истокидревней аттическойкомедии. Возникшая изаттическогокомоса комедияV в. до н.э. былаполитической посвоему содержанию.Онапостоянно затрагивала вопросы политическогостроя,внешнейполитики Афинскогогосударства,вопросы воспитаниямолодежи,литературнойборьбы и др. Злободневностьдревней аттическойкомедии усуглубляласьтем,что в ней допускаласьполная свободав карикатурном изображении отдельных граждан,выводимыхк тому же подсвоими подлинными именами (поэтыЭсхил,Софокл,Еврипид,Агафон,вождь афинской демократии Клеон,философСократ и другие-уАристофана).Приэтом древняя аттическая комедиясоздает обычнообраз не индивидуальный,а обобщенный,близкийк маске народногокомедийноготеатра.Например,Сократ в "Облаках"Аристофананаделен нечертами реального лица,но всеми свойствамиученого-шарлатана,однойиз любимыхмасок народных карнавалов.Такаякомедия могласуществовать только в условиях афинскойрабовладельческойдемократии.


Театр демократическихАфин.V век донашей эры. Своего наивысшегорасцветадревнегреческое театральное искусство достиглов творчестветрех великихтрагиков V в.до н.э.-Эсхила,Софокла,Еврипида-и комедиографа Аристофана,деятельностькоторого захватываети начало IV в. до н.э.Одновременно с ними писалии другие драматурги.Однакодо нас дошли только небольшиеотрывки ихпроизведений,аиногда-лишьимена и скудные сведения.


Эсхил (525-456 дон.э.).Его творчествосвязано с эпохойстановления Афинскогодемократическогогосударства.Этогосударствоформировалосьв период греко-персидскихвойн,которые велись с небольшими перерывамис 500 до 449 г. до н.э.и носили для греческих государств-полисовосвободительный характер. Эсхил происходилиз знатногорода.Он родился в Элевсине,близ Афин.Известно,чтоЭсхил принималучастие в сраженияхпри Марафоне и Саламине.Битвупри Саламинеон описал какочевидец в трагедии "Персы".Незадолгодо своей смертиЭсхил отправился на Сицилию,где и умер(в городе Геле).Внадписи на его надгробии,сочиненной,по преданию,имсамим,ничегоне говоритсяо нем как о драматурге,носказано,чтоон проявил себямужественнымвоином в сражениях с персами. Эсхил написалоколо 80 трагедийи сатировскихдрам.До нас дошли полностьютолько семьтрагедий;издругих произведенийсохранились небольшиеотрывки. Трагедии Эсхилаотражают основныетенденции еговремени,те огромные сдвигив социально-экономическойи культурной жизни,которые были вызваныкрушениемродового строя и становлением афинской рабовладельческойдемократии. МировоззрениеЭсхила в основесвоей было религиозно-мифологическим. Он верил,чтосуществуетизвечныймиропорядок,которыйподчиняется действию закона мировой справедливости.Человек,вольно или невольнонарушившийсправедливыйпорядок,будетнаказан богами,и тем самымравновесиевосстановится.Идеянеотвратимости возмездия и торжествасправедливости проходит через все трагедии Эсхила. Эсхил веритв судьбу-Мойру,верит,что ей повинуются даже боги.Однако кэтому традиционному мировосприятию примешиваются и новые взгляды,порожденные развивающейся афинской демократией.Так,героиЭсхила-не безвольныесущества,безоговорочновыполняющих волю божества:человек у него наделен свободным разумом,мыслит идействуетвполне самостоятельно.Почти перед каждым героем Эсхиластоит проблемавыбора линииповедения.Моральнаяответственностьчеловека засвои поступки-однаиз основныхтем трагедий драматурга. Эсхил ввел всвои трагедиивторого актераи тем открыл возможность более глубокой разработки трагического конфликта,усилил действеннуюсторону театральногопредставления.Этобыл настоящий переворот втеатре:вместостарой трагедии,гдепартии единственного актера ихора заполняливсю пьесу,родилась новая трагедия,в которой персонажисталкиваютсяна сцене другс другом и сами непосредственномотивировалисвои действия. Внешняя структуратрагедии Эсхиласохраняет следы близости к дифирамбу ,гдепартии запевалыперемежалисьс партиямихора. Почти все дошедшиедо нас трагедииначинаютсяс пролога,вкотором содержитсязавязка действия.Затем следует парод-песня,которую исполняетхор,вступаяна орхестру.Далее идетчередованиеписодиев (диалогических частей, исполняемых актерами,иногда при участии хора)и стасимов(песен хора).Заключительнаячасть трагедии называетсяэксодом;эксод-этопесня,исполняякоторую хорпокидает сцену.Втрагедиях встречаются также гипорхема (радостная песня хора,звучащая,как правило,в кульминационный момент,перед катастрофой),коммосы(совместныепесни-плачигероев и хора),монологи героев. Обычно трагедиясостояла из3-4 эписодиев и3-4 стасимов.Стасимы разделяются на отдельные части-строфы и антистрофы,строго соответсвующиепо структуреодна другой.При исполнении строф и антистроф хордвигался поорхестре тов одну,то в другуюсторону. Строфа и соответствующаяей антистрофанаписаны всегдав одном и том же размере,ановые строфаи антистрофа-вдругом.Таких пар в стасиме бываетнесколько;ихзамыкает общийэпод (заключение). Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флейты.Кроме того,онинередко сопровождалисьтанцами.Трагический танец называлсяэммелейя. Из дошедшихдо нашего временитрагедий великогодраматургаособо выделяютсяследующие:"Персы"(472г. до н.э.),где прославляется победа грековнад персамив морском сражениипри островеСаламине (480 г. дон.э.);"Прометей Прикованный"-возможно,самая известная трагедия Эсхила,повествующая о подвиге титана Прометея,подарившегоогонь людями жестоко за это наказанного;трилогия "Орестея"(458 г. до н.э.),известнаятем,что единственныйдошедший до насполностью образец трилогии,в которой мастерство Эсхила достиглосвоего расцвета. Эсхил известенкак лучшийвыразитель общественных устремлений своего времени.Всвоих трагедияхон показываетпобеду прогрессивных начал вразвитии общества,вгосударственномустройстве,в морали. ТворчествоЭсхила оказалозаметное влияниена развитие мировой поэзиии драматургии.


Софокл (496-406 дон.э.).Софоклпроисходилиз зажиточной семьи владельцаоружейноймастерскойи получил хорошее образование.Его художественнаяодаренностьпроявиласьуже в раннем возрасте:шестнадцати летон руководилхором юношей,прославлявшем саламинскую победу,а позже сам выступал как актер в собственных трагедиях,пользуясьбольшим успехом.В486 г. Софокл одержална конкурсе драматурговсвою первуюпобеду над самим Эсхилом.Вообще вся драматургическаядеятельностьСофокла сопровождалась неизменными успехами: онни разу не получалтретьей награды-занималчаще всего первые иредко вторыеместа. Софокл принималучастие и вгосударственной жизни,занимая ответственныедолжности.Так,онбыл избран стратегом (военачальником) и вместес Перикломучаствовалв экспедиции против острова Самоса, решившегоотделится отАфин.Послесмерти Софокла сограждане почиталиего не толькокак великого поэта,но и одного из славных афинскихгероев. До нас дошлотолько семьтрагедийСофокла,написалже он их свыше 120.ТрагедииСофокла несутв себе новые черты.Если у Эсхила главными героямибыли боги,тоу Софокла действуют люди,хотя и несколькооторванныеот действительности.Поэтомуо Софокле говорят,что он заставилтрагедию спуститьсяс неба на землю.Основное внимание Софоклуделяет человеку,егодушевнымпереживаниям.Конечно,в судьбахего героевощущаетсявлияние богов,дажеесли они и не появляютсяпо ходу действия,и эти боги также могущественны,как и у Эсхила,-онимогут сокрушитьчеловека.НоСофокл рисует прежде всегоборьбу человека за осуществление своих целей,его чувства имысли,показываетстрадания,выпавшиена его долю. У героев Софоклаобычно такиеже цельныехарактеры,каки у героев Эсхила.Сражаясьза свой идеал,онине знают душевных колебаний.Борьбаввергает героевв величайшие страдания,и иногда они гибнут.Но отказатьсяот борьбы героиСофокла немогут,потому что их ведет гражданскийи нравственныйдолг. Благородныегерои трагедийСофокла теснымиузами связаныс коллективом граждан:-это воплощение идеала гармонической личности,который былсоздан в годырасцвета Афин.ПоэтомуСофокла называют певцомафинской демократии. Однако творчествоСофокла сложнои противоречиво.Его трагедии отразили нетолько расцвет,нои назревающийкризис полисной системы,закончившейсягибелью афинскойдемократии. Греческаятрагедия втворчествеСофокла достигаетсвоего совершенства.Софоклввел третьегоактера,увеличилдиалогические части комедии (эписодии)и уменьшилпартии хора.Действие стало более живым и достоверным,таккак на сцене могли одновременно выступать и даватьмотивировкусвоим поступкам три персонажа.Однако хор у Софоклапродолжаетиграть важнуюроль в трагедии и число хоревтов былодаже увеличенодо 15 человек. Интерес кпереживаниямотдельнойличности побудилСофокла отказаться оттрилогий,гдепрослеживаласьобычно судьба целого рода.По традициион представлялна состязаниятри трагедии,но каждая из них быласамостоятельнымпроизведением. С именем Софоклатакже связановведениедекорационнойживописи. Наиболее известнытрагедии Софокла из фиванского цикла мифов.Это "Антигона"(около442 до н.э.),"ЦарьЭдип" (около429 до н.э.) и "Эдип вКолоне" (поставленв 441 г. до н.э.,уже после смерти Софокла). В основе этихтрагедий,написанныхи поставленныхв разное время, лежит мифо фиванскомцаре Эдипе ио несчастьях,обрушившихся на его род.Самтого не зная,Эдипубивает своегоотца и женитсяна своей матери.Черезмного лет,узнавужасную правду,он выкалывает себе глаза идобровольноотправляетсяв изгнание.Эта часть мифа легла в основутрагедии "ЦарьЭдип". После долгихстранствий,очищенныйстраданиямии прощенныйбогами,Эдип божественным образом умирает:его поглощает земля.Это происходитв пригородеАфин,Колоне,имогила страдальца становится святынейафинской земли.Об этом рассказывается в трагедии "Эдип в Колоне". Трагедии Софоклаявились художественным воплощением гражданских и нравственныхидеалов античной рабовладельческой демократии периодаее расцвета(Софокл не дожилдо страшного поражения афинян в Пелопоннесскойвойне 431-404 гг. дон.э.).Этими идеалами были политическоеравенство исвобода всехполноправных граждан,беззаветное служение родине,уважение к богам,благородство стремленийи чувств сильныхдухом людей.


Еврипид (около485-406 до н.э.).Социальныйкризис афинской рабовладельческойдемократиии обусловленнаяим ломка традиционных понятий и взглядовнаиболее полноотразилисьв творчествемладшего современникаСофокла-Еврипида. РодителиЕврипида,по-видимому,былизажиточнымилюдьми,и он получил хорошееобразование.ВпротивоположностьСофоклу Еврипид не принималнепосредственногоучастия в политической жизни государства,однакоон живо интересовалсяобщественными событиями.Его трагедии полныразнообразныхполитическихвысказыванийи намеков на современность. Большого успехау современниковЕврипид не имел:за всю свою жизнь он получил лишь 5 первых наград,причем последнюю-посмертно.Незадолгодо смерти онпокинул Афиныи переехал ко дворумакедонскогоцаря Архелая,гдепользовался почетом.В Македонии они умер (за несколькомесяцев до смерти Софокла в Афинах). От Еврипидадошло до насполностью 18драм (всего оннаписал от 75 до 92) и большоеколичествоотрывков. Драматургприблизил своихгероев кдействительности;он,по свидетельству Аристотеля,изображал людей такими,"каковы они есть".Персонажиего трагедий,оставаясь,каки у Эсхила иСофокла,героями мифов,наделялись мыслями,стремлениями,страстями современных поэту людей. В ряде трагедийЕврипида звучиткритика религиозныхверований и боги оказываютсяболее коварными,жестокимии мстительными,чемлюди. По своимобщественно-политическимвзглядам былсторонникомумеренной демократии,опорой которой он считал мелких землевладельцев.В некоторыхего пьесахвстречаютсярезкие выпады против политиков-демагогов:льстянароду,онидобиваютсявласти,чтобы использоватьее в своих корыстных целях.В ряде трагедий Еврипид страстно изобличаеттиранию:господствоодного человеканад другими людьми вопрекиих воле ему представляется нарушением естественного гражданскогопорядка.Благородство,поЕврипиду,заключается в личныхдостоинствахи добродетели,ане в знатномпроисхождении и богатстве.Положительные персонажи Еврипида неоднократно высказываютмысль,что безудержноестремление к богатству может толкнуть человекана преступление. Заслуживаетвнимание отношениеЕврипида крабам.Он считает,что рабство-этонесправедливостьи насилие,чтоприрода у людейодна и раб,если у негоблагороднаядуша,ничутьне хуже свободного. Еврипид частооткликаетсяв своих трагедияхна событияПелопоннесской войны.Хотяон гордитсявоенными успехами соотечествеников,но в целомотносится квойне отрицательно.Он показывает,какие страданиянесет война людям,прежде всего женщинам и детям.Война можетбыть оправданатолько в томслучае,еслилюди защищают независимостьсвоей родины. Эти идеи выдвигаютЕврипида вчисло самыхпрогрессивных мыслителей человечества. Еврипид сталпервым известнымнам драматургом,вчьих произведениях характерыгероев не толькораскрывались,нои получали свое развитие.Приэтом он не боялся изображать низкие человеческие страсти, борьбупротиворечивыхстремленийу одного и тогоже человека.Аристотельназвал еготрагичнейшимиз всех греческих драматургов. Слава пришлак Еврипидупосле смерти.Ужев IV в. до н.э. его называли величайшимтрагическимпоэтом,и такое суждение о нем сохранилосьна все последующиевека.


Театр эпохиэллинизма. В эпоху эллинизма(VI-I вв. до н.э.) греческийтеатр классической поры претерпелсущественныеизменения,касающиесяи драматургии,и актерского исполнения,и архитектуры театрального здания.Эти изменениясвязаны с новымиисторическимиусловиями. В театре эллинистическойэпохи по-прежнемуставятся комедии и трагедии.Ноот трагедийIV в. до н.э. сохранилисьлишь небольшие фрагменты,и,по-видимому,художественныедостоинстваэллинистической трагедиибыли невелики.Гораздобольше данныхимеется длясуждения о комедии,таккак до дошлицеликом однапьеса и несколько отрывков издругих пьескрупнейшегокомедиографатого времени-Менандра. Комедию эллинистическойэпохи называют новой аттической (или новоаттической)комедией.Времяее расцвета-конец IV-III в. до н.э.В новой аттической комедии по-своему отразились изменения,происшедшиев общественно-политическойжизни Грециик середине IV в. до н.э.Насмену представленийо божественном миропорядке и вере в конечноеторжествосправедливостиприходит убеждение во всемогуществеслучая.Жизньчеловека,еголичное счастье,общественное положение-всезависит от воли случая.Случай определяет возникновениеи решение конфликтови в самой комедии,котораяставит своей задачейвоспроизводитьсовременнуюей жизнь только в плане семейно-бытовыхотношений.Большуюроль в новойкомедии играет мотивлюбви. Авторы новойаттическойкомедии широкоиспользовали психологическую теориюученика АристотеляТеофраста,согласно которой все свойства характерапроявляютсяво внешностичеловека и вего поступках.Физиогномическиеописания Теофрастанесомненновлияли и на оформлениемасок,помогавшимзрителям распозновать тот или иной персонаж. В новой комедиизаметно влияние Еврипида.Близость многих его героев к жизни,раскрытиеих душевныхпереживаний-вот то,что новая комедиявзяла у Еврипида. Основнойособенностьюновой комедиибыло отсутствие хора,который был быорганическисвязан с развитиемдействия,-хор выступал только в антрактах.Впрологе новойкомедии давалоськраткое изложение событий,чтодолжно былопомочь зрителюразобратьсяв сложной интриге. Другой особенностьюновой комедиибала ее гуманно-филантропическая направленность.Влучших произведенияхпроводились передовые идеи эллинистическойфилософии.Несмотряна отсутствиеполитической тематики,вновой комедииполучали отражения такие важные проблемы,какметоды воспитания,отношениек женщине,кпредставителям различныхсословий,кчужестранцам.Причемпостояннопроповедовались болеемягкие,болеегуманные отношениямежду людьми. Новая аттическаякомедия пользоваласьогромным успехому публики.Зрителейпривлекалото,как разрабатываетсядаже банальный сюжет или привычнаямаска:пружинойдействия сталаловко устроенная интрига, развитиекоторой велосьтонко и искусно.


Архитектурадревнегреческоготеатра. Первоначальноместо дляпредставленийустраивалоськрайне просто:хор со своимипеснопениямии пляскамивыступал накруглой утрамбованнойплощадке-орхестре(от глаголаорхеомай-"танцую"),вокруг которойи собиралисьзрители.Но помере того,как возрастало значение театральногоискусства вобщественнойи культурной жизни Греции и помере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях.Холмистыйландшафт Грецииподсказал наиболее рациональноеустройствосценическойплощадки и зрительских мест:орхестрастала располагатьсяу подножияхолма,а зрители размещались по склону. Все древнегреческиетеатры былиоткрытыми и вмещали огромное количествозрителей.Афинскийтеатр Диониса,например,вмещалдо 17 тысяч человек,театрв Эпидавре-до10 тысяч. В V в. до н.э. в Грециисложился устойчивый тип театрального сооружения,характерныйдля всей эпохиантичности.Театр имел три главныечасти:орхестру,театрон (места для зрителей,от глагола теаомай -"смотрю")и скену (скенэ-"палатка",позжедеревянное или каменное строение). Размер театраопределялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м).Скена располагаласьпо касательнойк окружности орхестры.Передняя стенаскены-проскений,имевшийобычно вид колоннады,-изображал фасадхрама или дворца.Кскене примыкалидва боковыхстроения,которыеназывалисьпараскениями.Параскениислужили местомдля хранения декорацийи другоготеатральногоимущества. Между скенойи местами длязрителей,занимавшими несколько более половины круга,находились проходы-пароды,через которые в театр до началаспектаклявходили зрители,азатем вступалина орхестру хор иактеры. Простотасценическогооборудованиябыла обусловлена не слабым уровнем развитияантичной техники.Втеатре классическойпоры внимание зрителейсосредотачивалосьна развитии действия,на судьбе героев,а не навнешних эффектах. Планировкагреческого театра обеспечивала хорошую слышимость.Кроме того,внекоторыхтеатрах дляусиления звука среди зрительских местразмещалисьрезонирующиесосуды.Занавесав древнегреческом театрене было,хотявозможно,чтов некоторыхпьесах какие-то частипроскениявременно закрывалисьот зрителей.


РИМСКИЙТЕАТР