Смекни!
smekni.com

Культовые интерьеры Ирана и Средней Азии (стр. 3 из 4)

Пространство молельного зала мечети зависит не от того, где находится молящийся, а от направления, куда он смотрит при молитве. По этой причине ориентация молельного зала должна соответствовать кыбле (обращение во время молитвы лицом к Мекке). Кыбла всегда обозначается михрабом с арочным или полусферическим венчанием, которых может быть несколько в зависимости от величины мечети. Пол в мечетях устилается циновками или коврами. При каждой мечети есть водоем (колодцы) для омовения (молящийся должен находиться в состоянии ритуальной чистоты). При входе в мечеть верующие снимают обувь, женщины молятся в специально отгороженной части общего зала или галереях, в некоторых мечетях размещаются книгохранилища. Иногда мечети бывают совмещены с усыпальницами святых.

Двери разделяют на две пространственные зоны – профаническую и сакральную, отмечая этот важный для мусульманина рубеж своим убранством и священными надписями. При входе в мечеть все внимание верующего человек устремлено только к одной точке – михрабу, где предстоит имам – руководитель богослужения.

Рядом с мечетью ставился или включался в ее композицию минарет (от араб. – минара – сигнальная световая башня, маяк) – высокая башня, предназначенная для азана, совершаемого муэдзином с кругового балкона, галереи или верхней площадки башни, обычно увенчаний фонарем. С VIII в. – это один из определяющих наружных признаков мечети; символ мусульманского присутствия на завоеванных арабами территориях. Некоторые ранние средневековые минареты (особенно на границах мусульманского мира) сохраняли функции сигнальной сторожевой башни, включали помещения для стражи и гарнизона. Он бывает двух типов: четырехугольный (наиболее ранний архитектурный тип, первоначально получил развитие в Сирии, затем в странах Магриба – территории к западу от Египта) и круглоствольный (такой тип получил более широкое распространение и многочисленные варианты архитектурной формы и декора, в том числе на высоком четырех- или восьмигранном основании, с гладким, многогранным, каннелированным или «гофрированным» стволом, звездчатые в плане, тонкие стреловидные и др.), украшается узорами, резьбой, ажурными балконами, глазурованной керамикой. Спиралевидную форму двух уникальных кирпичных минаретов в Ираке связывают с традицией зиккуратов в Месопотамии. В разных странах под воздействием местных традиций вырабатывались самостоятельные типы мечетей. В позднесредневековых постройках Средней Азии, Ирана, Афганистана встречаются декоративные «ложные» минареты (без лестницы), поставленные на углах главного фасада или портала; иногда их называют гульдараста (перс. – намогильный букет цветов на палочке; минарет).

Очень разные по архитектурному воплощению мечети объединяет некая сумма общих правил, выполнение которых обязательно при их возведении.

Правила, эти вовсе не касаются внешней архитектуры здания, а задают общее требование: обеспечить молящимся определенные условия для совершения необходимого ритуала. Обязателен минбар (специальная кафедра для чтения проповеди). Обычно он располагается справа от михраба и является привилегией только пятничной мечети (джами). В небольших населенных пунктах мечети могли его не иметь. Оформление молельного зала должно быть скромным, чтобы не отвлекать молящихся от намаза: михраб и минбар, напротив, должны декорироваться пышно для привлечения к себе внимания во время молитвы

В мечети должен быть ровный и теплый пол, позволяющий снимать обувь и становиться на колени во время молитвы. Он покрывается коврами и другими матерчатыми покрывалами.

За время существования ислама было создано несколько основных разновидностей мечети, которые зависели от ритуала намаза, имеет четыре уровня: ежедневный (частный), пятничный (совместный), годовой (фитр—после окончания месяца Рамазан) и годовой (ид — в память жертвоприношения Авраама). Исходя из этого, мечети подразделялись на масджид — квартальная (у татар "мэхэллэ мэчете") — служила для ежедневных молитв, свершения похоронного обряда, общественным центром махалля; со-борнаю ("джами") — их могло быть разное число в зависимости от величины населенного пункта и они были открыты всегда; большую или общегородскую — пятничную (по-татарски — "жамигъ мэчете" или "жомга мэчете"). Кроме того, в крупных городах существовали загородные мечети ("мусалла") для молений по годовым праздникам с большим стечением народа, поминальные мечети на кладбищах, мемориальные мечети, построенные в честь памятных для мусульман событий.

В каждом городе существуют соборные мечети, служащие для коллективных молений в пятницу, квартальные, пятивременные. Строительство мечетей в исламе всегда считалось богоугодным делом. Средств на это не жалели. В некоторых странах и городах мечети представляют собой великолепные архитектурные сооружения.

Внутреннее помещение мечети выглядит скромно: здесь нет ни идолов, ни украшений. Мечети обычно используются не только для богослужений, проповедей и молитв, но также и в качестве своеобразного культурного центра, места собраний правоверных на все важные случаи жизни. В мечетях решались и решаются текущие дела, производится сбор милостыни и пожертвований, принимаются различные решения, требующие участия большого количества местных жителей.

Первым выдающимся сооружением стала мусульманская святыня Куббат ас-Сахра («Купол над скалой») в Иерусалиме (691) с деревянным куполом над обходной галереей, украшенной мозаикой. Большая мечеть (ал-Валида) Омейядов в Дамаске (705–715) еще имеет византийский облик. Аббасиды, которые перенесли центр халифата в Ирак, основали в 762 Мидинат ас-Салам («Город мира», или «Круглый город», ныне Багдад), с мечетью и дворцом в центре, в окружении административных зданий и расположенных по периферии базаров и жилых кварталов. В их постройках больше восточных черт и заметно увеличивается помпезность. В Самарре (Ирак) руины дворцы Балькувара занимают почти 2,59 кв. км, а минарет ал-Мальвия имеет спиральный пандус, по которому можно было подниматься на ослах. Наиболее внушительный аббасидский памятник – дворец Ухайдир в пустыне (Южный Ирак). Североафриканская Большая мечеть в Кайруане (836–875 и позднее) и каирская мечеть Ибн Тулуна (876–879), отличающаяся тонко обыгранными повторами стрельчатых арок, строго выверенными пропорциями резных стуковых капителей и архивольтов, демонстрируют достижения нового архитектурного стиля.


БАХАИЗМ

Бахаизм (бехаизм, вера Бахаи) - это религиозная доктрина, первоначально возникшая как сектантское реформационное течение в исламе. Её истоки восходят к 1844 г., когда в иранском городе Ширазе некий юноша по имени Сеид Али Мохамед провозгласил себя посланником Бога и стал называть себя Баб (“Врата”), то есть предтечей грядущего Великого Пророка (Махди). Учение Баба: включающее в себя сильные мотивы социального протеста, быстро распространилось по всему Ирану, что вызвало тревогу властей и ортодоксального исламского духовенства. В 1850 г. Баб был казнен, а на его последователей обрушились жестокие репрессии, в результате чего большое количество бабитов бежало из страны. В эмиграции лидером бабитов стал Мирза Хусейн Али (1817-1892 гг.), который в 1863 г. объявил, что он и есть долгожданный Махди (эта дата считается днем рождения бахаизма), после чего получил прозвище Баха-Улла (“Слава Божия”). Несмотря на гонения, бахаизм получил довольно значительную популярность в Иране, Турции, Египте, Сирии и т.д., хотя в целом успехи бахаизма в исламском мире были относительно невелики. В конце XIX века бахаизм стал известен в Средней Азии (между прочим, первый бахайских храм был сооружен в Душанбе). Бахаизм исповедует непостижимого Единого Бога, представления о котором близки к пантеизму. С точки зрения этого учения, все религии восходят к общему источнику, а различия между ними обусловлены лишь тем, что они выражают различные аспекты Наивысшего. Поэтому бахаизм отрицает межконфессиональную рознь, призывает к братству религий. С другой стороны, бахаизм претендует на преодоление разрыва между религией и наукой, ратует за всеобщее обязательное обучение. Отказ от идейного диктата и самостоятельный поиск Истины в бахаизме рассматривается не просто как право, а как обязанность каждого верующего. Однако вере отдается предпочтение, именно религия должна стать источником всеобщей дружбы, согласия и нравственности, социально-экономические проблемы предлагается решать в соответствии с духовными принципами. Бахаизм призывает к единению человечество во всемирное сообщество без национальных различий. Бахайский идеал - единство человеческого рода, вечный мир, создание мирового государства с международным правительством и единым языком, общество, организованное на началах демократии и бескорыстного служения общему делу, в котором не будет социальных антагонизмов.