Смекни!
smekni.com

Маскарад (стр. 5 из 6)

Однако свобода свободой, но часто действовали и обязательные к исполнению неукоснительные предписания. Так, к шутовской карнавальной свадьбе князя-папы Никиты Зотова, состоявшейся в январе 1715 г., Петр I не только разработал сценарий праздника, но и составил «реестр, кому быть в каком платье и с какими играми»: участники должны были явиться с детьми в «венецком», «китайском», «калмыцком», «лифляндсокм», «старорыцарском», «матросском» и «рудокопном» костюмах. При Екатерине II строгости ослабели, допускались в карнавальном маскировании элементы всех стилей и модных веяний. Вместо дорогих тканей и костюма широко использовались разных цветов «крашенина», золотая и цветная бумага, для отделки шляп – «платки набойчатые», «бумага картузная». И пр.

Исключения составляли требования к цвету одеяний Времени (только черное), Тщеславия (обязательно зеленое). Черным обозначались также Грех, Зависть, Несправедливость. Ангелы должны были быть одетыми в белое, Ирод – в пурпур, Иуду сопровождало зеленое знамя – символ неверности и предательства.

В этом плане, вероятно, можно говорить о цветовой зрелищности костюмов греко-римских празднеств – сочетаниях белых, желтых, синих, светло-зеленых и красно-пурпурных тонов, о контрастных (синих, зеленых, черных, темно-серых, коричневых) цветах европейской средневековой одежды, называемой, кстати, в истории костюма карнавалом мод. Отечественный карнавальный костюм очень много воспринял от опыта народной праздничной одежды с ее разнообразием оттенков красного, светло-голубого, зеленого, пестрого, белого, взрываемых вставками народного многоцветья.

Заключение.

В результате рассмотрения темы «Маскарады в России XVIII века» я хотела бы сделать следующие выводы.

Истоки маскарадов лежат в глубокой древности, начиная с архаических времен и древней Греции. Что же касается России, то протатипами маскарадов были святочно-масленичные гуляния, скоморошество, т.е. истоки находятс в русском фольклоре.

Со времени маскарады видоизменялись, приобретали различные формы. Так, появившись при Петре I, маскарады имели своей целью политическую ситуацию реформ, проводимых императором, а так же важное значение в борьбе с церковной оппозицией, выступавшей против нововведений. Маскарады проходили в форме уличных шествий. В этот период времени сословные различия, хотя и имели место были не очень ярко выражены. При Екатерине II все еще существовала такая форма маскарадов, как уличное шествие, однако, маскарады постепенно стали терять всенародность, подвергались «бытовизации» и стали превращаться в обозреваемое зрелище с преобладаниями зрителей над исполнителями – участниками. Тем самым подчеркивались сословные различия общества.

Если рассматривать маскарады дальше, то в XIX веке общественные маскарады практически сошли на нет, появилась такая форма, как балы-маскарады, которые проводились в частных домах дворян.

Существенным отличием от предыдущих форм является то, что теперь в маскараде отсутствовал какой бы то ни было сюжет, и каждая маска вела себя не зависимо от других. Хотя у маскарадов существовали свои законы, свои вольности и запреты и все же они значительно отличались от традиционных балов с их этикетом и строгим распорядком.

Что же касается исчезновения маскарада, то называют несколько причин:

1. Они навязывались сверху.

2. Это был чужеродный элемент для большей массы населения.

А если рассматривать историко – политическое положение, то у общества появились другие проблемы, а следовательно и другие интересы.

Однако маскарадно-карнавальные традиции все же сохранились в нашей жизни, хотя они и изменили свою форму почти до неузнаваемости. Маскарады проявляются в форме костюмированных вечеров и карнавальных шествий.

Литература.

1. М.М.Бахтин. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и эпохи Возрождения. М. 1990 г. «Худ.литература.»

2. Ю.А.Дмитриев «История русского драматического театра» т.1. Искусство. М. 1977 г.

3. Зезина. История русской культуры. М. Высшая школа» 1990.

4. Е.В.Киреева. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. М.Просвещение. 1976.

5. Б.И.Краснобаев. Очерки истории русской культуры 18 в. М.Просвещение. 1987.

6. П.Н.Мимоков. Очерки по истории рус.культуры. В 3 т. М.Прогресс. Культура 1994.

7. Немирович-Данченко В.И. МаскерадЪ. Изд. Московского университета. 1961.

8. О.Немиро. Праздничный город. Лен. «Художник РСФСР» 1987.

9. О.Немиро. Декоративное искусство и праздничный город // Искусство. Лен. №8

10. А.Ф.Некрылова Русские народные городские праздники и зрелища. Ис-во. 1988 г. Лен.

11. Новые черты в русской литературе и искусстве 17 и 18 вв. М. Наука. 1976.

12. Ю.С.Рябцев. История русской культуры 18-19 вв. М. Владос. 1997

13. Л.Н.Семенова. Очерки истории быта и культурной жизнь первой половины 18 в. Лен. Наука. 1982.

14. А. Силин. На главной плащади с оркестром. М.1997.

15. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Традиционные формы досуга: история и современность. М. 1993.

16. С.Н. Шубинский. Исторические очерки и рассказы. М. Московск. Рабочий. 1995.

Приложение.

«Дело в шляпе» Сценарий карнавала дружбы для молодежи. (карнавал шляп).

1-й ведущий. (в огромном цилиндре и мантии)

- Дорогие друзья! Сегодня мы рассматриваем дело, которое находится у меня в шляпе. Человек всегда одинаков: он любит жизнь, детей. Музыку. Все дело лишь в том, где и как он живет, на каком языке говорит, наследником какой культуры он является… Но ХХХХна веселом карнавале шляпы, мы представим себе, что сегодня мы с вами: японцы и китайцы, англичане, австралийцы и немцы, французы и итальянцы и т.д. Итак (ведущий снимает цилиндр и достает оттуда свиток), в моей шляпе находится дело №1 или материалы по проведению веселого карнавала…

(Появляется второй ведущий без шляпы).

2-й ведущий:

- А исключение из правил? Вот у меня: ни шляпы, никаких дел, и, вообще, ч не собираюсь носить головной убор в помещении, меня не зря учили хорошим манерам!

1-й ведущий:

- Мой друг, если вас учили хорошим манерам, нужно, во-первых, поздороваться!

2-й ведущий:

-Привет!

1-й ведущий:

- Ну что же, «привет», вполне уместное слово на карнавале! А кто из участников карнавала может поздороваться на нескольких языках? Итак, начали… («бонжур» - по французский, «гутен тах» - по немецки, «ни-хао» - по китайский и т.д.).

2-й ведущий:

- Позвольте мне вручить приз и самому еще раз вместе с участниками карнавала дружбы произнести и запомнить эти слова (все вместе говорят слова).

1-й ведущий:

- Замечательно у вас получается: фонетика прекрасная. Но есть еще один язык, который понятен всем и не требует перевода – это язык музыки. На веселом карнавале мы отдаем предпочтение веселой музыке и начинаем на вечер русскими плясовыми мелодиями.

(1-й танцевальный блок).

1-й ведущий:

- Ну что же, плясовая закончилась, пора и дух перевести. Обратимся к делам, а точнее к «делу в шляпе».

Первая страница дела – первый параграф:

x1. Доказано, что Змей Горыныч, которым пугают во всех русских народных сказках детей, веселый и мудрый персонаж китайских сказаний. Предлагаю закрепить эти знания китайской игрой «Веселый змей» или голова ловит хвост, а хвост голову! Выстраиваемся змейкой, как только музыка останавливается, меняем «голову» и «хвост» местами т.е. меняем направление.

(Игра в «веселого змея»).

2-й ведущий.

- Что-то после этой веселой игры мне захотелось водрузить на голову что-нибудь китайское.

1-й ведущий:

- Водрузите вот этот головной убор – копия головного убора китайского императора.

2-й ведущий: (одев головной убор):

- А сейчас с совершу 9 китайских поклонов. Прошу образовать круг и сопроводить мои поклоны музыкой. Как только музыка останавливается, я делаю 1-й поклон, 2-й и т.д. А тех кому я поклонюсь я попрошу, подойти ко мне, а затем с ними произойдет нечто карнавальное!

(После поклонов).

Итак, вместе со мной в центре 9 человек, веселых и находчивых. Из разноцветных листов бумаги сделайте себе, пожалуйста , веера. Веера готовы, значит можно танцевать веселый китайский танец, повторяя движения за мной, а все остальные помогут нашим новорожденным китайцам, хлопа в ладони.

(Китайский танец с веерами).

1-й ведущий:

- А теперь на карнавале мы встречаем гостей из Индии. В материалах «дела в шляпе» говорится о том, что в Индии множество народов и у каждого свой национальный головной убор. А еще, говорят, что индийцы – самые улыбчивые люди в мире. Как же определить индийцев среди нас? Очень просто. Сейчас мы проведем конкурс улыбок. Но улыбка должна быть продемонстрирована вместе с искусством пантомимы. Задание тайное, но все тайное становится явным. И если карнавал догадается, какой персонаж улыбается в вашем исполнении, то вы получите приз за самую широкую карнавальную индийскую улыбку.

(Задание в конвертах).

1. Улыбнитесь как индийский слон.

2. Улыбнитесь после того, как вы выпили чашку настоящего индийского чая.

3. Улыбнитесь во время исполнения индийского танца.

(После пантомимы).

1-й ведущий:

- Закрепили пребывание в Индии индийской мелодией. Пожалуйста, танцуйте с нами так, как будто, мы в Индии.

)2-й танцевальный блок).

2-й ведущий:

- Вы, дорогой коллега, сегодня неоднократно упоминали фразу «дело в шляпе». А я позволю себе сказать, что дело в «самбреро». Самбреро, как известно, испанская широкополая шляпа. Я прошу 2-х молодых людей в самбреро подойти ко мне. Сейчас зазвучит испанская мелодия, ваша задача под ваше самбреро собрать как можно больше людей, каждый из которых должен взяться за край самбреро двумя пальцами правой руки. Пока звучит испанская мелодия соберите «испанцев» под самбреро.