Смекни!
smekni.com

Миннезингеры Немецкие рыцари – певцы и воины (стр. 2 из 3)

Здесь решающее место занял рост городов и развитие национальных государств. В любом случае, светское образование было совершенно необходимо. Как известно, крестовыми походами мы называем те действа, которые развернулись в конце 11 века и продолжались в течение почти всех средних веков, во всяком случае, до конца 15 века очень активно, которые проходили под знаком креста. И первые походы были направлены на отвоевание у мусульман гроба Господня в Иерусалиме. Именно в ходе этих походов окончательно сформировалось европейское рыцарство - господствующего сословия средневекового общества, и окончательно сложился образ рыцаря, рыцарского поведения. Представление об этом дает литература того времени. Прежде всего, поэты: провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, а также многочисленные рыцарские романы и многая другая литература тех веков, которая очень хорошо рисует становление рыцарства - той морали, этических представлений, которые были характерны для этого круга. Здесь нужно напомнить, что, в соответствии с феодальными представлениями, господь был сеньором, а рыцари были его вассалами в общем и целом. Да и все остальные - это вассалы Господни.

Полное доверие это говорит о том, что человек как бы полностью отдается на милость этого лица. И литература, а литература всегда отображает проблемы своего времени, иначе кто бы ее читал, в средние века литературу создавали представители грамотных кругов, главным образом, это были аристократические круги, где литература была не профессией, а была способом модного, интересного высокого времяпровождения и выражением талантов людей. Много реже среди этих поэтов и трубадуров были представители горожан, и уж совсем единицы известны как выходцы из крестьян. Все остальное - люди высшего круга, которые были представителями рыцарства и принадлежали к королевским семьям. Первые крестовые походы конца 11 века - начала 12 века совпали с бурным развитием в этих странах литературы на национальных языках. Не случайно 12 век некоторые ученые называют средневековым возрождения. Старофранцузское «жест» или «гест» - это деяние или подвиг. И вот возникает знаменитый «шансон де жест» - песни или рассказы о подвигах. Середина 12 века, наверное, - появляются так называемые крестовые песни, в которых поэты воспевают крестовые походы.

Такие песни создавали почти все певцы и поэты того времени, такие как Марк Брюн, или Серкамон и др. Известны изумительные плачи по павшим героям, например, очень талантливого Рюкбефа. Многие поэты и трубадуры сами были известными крестоносцами, ходили неоднократно в крестовые походы, принадлежали к высшей знати, к королевским домам. Крестовый поход рассматривался в чисто феодальном духе: поскольку Господь сеньор, а рыцарь - его вассал, рыцарь обязан в соответствии с вассальской присягой оказать ему поддержку и проявить рыцарскую доблесть. Так рыцарственность стали как бы соединять со служением богу в ходе крестовых походов, и выражением этого стали развившиеся в то время духовно-рыцарские ордена, в частности, где рыцари, люди светские, подобно монахам давали обет безбрачия и служения только богу. Крестовый поход трактуется в рыцарском сознании и в произведениях поэтов того времени как акт любви - любви к Господу, которая реализуется в ходе его защиты.

И это вошло в церковную догму того времени. Надо сказать, что здесь выражаются определенные черты католической религиозности, где служение Христу, но особенно деве Марии, было очень проникнуто эротикой. Если в восточной церкви, в православии, Мария – это, прежде всего, мать Христа, Богородица, то в западной церкви – это, прежде всего, дева Мария, наша госпожа, «нотрдам», «мадонна», символ неувядающей, возвышенной духовной и телесной красоты. Но на самом деле, миннезингер - певец, поющий о любви. В трактате «О похвалах святой Марии» монаха аббата Ричарда из Сен-Лоренского аббатства автор совершенно нарушает границы теологически допустимого, поскольку он описывает с восхищением физическую красоту девы Марии, и при этом он последовательно со вкусом описывает красоту отдельных частей ее тела. И таких произведений было немало. Дева Марии все больше рассматривается как персонификация красоты и любви. А женщины-монашки, с другой стороны, рассматривают свое пострижение как брак с Христом. Они - христовы невесты. И в видениях того времени, чаще всего женских, наряду с огромным количеством мистики, все больше занимают место элементы своеобразного оргазма. Это касается и отношения к деве Марии монахов, и отношения к Христу монашек.

Таким образом, как бы происходит слияние 2 начал: физического и духовно-мистического начала - именно в этой рыцарской культуре. И так культ Прекрасной Дамы развивался в рыцарской поэзии в отношении девы Марии в связи с религиозными мотивами крестоносного движения. Но те же поэты и трубадуры, те же люди, которые шли под знаком креста освобождать гроб Господень, они одновременно писали стихи и о деве Марии, и о земных женщинах. И здесь пора вспомнить о роли образованности и просвещения средневекового общества тех столетий, которое было во многом связано и с изменением роли женщины, и ее отношением к себе. В 12-13 веках растет просвещенность в Европе: повсеместно появляются университеты, практика частных учителей в богатых семьях. Возникает огромная сеть не только церковно-приходских школ, которая охватывает городское и сельское население, но и светских школ в городах. Все это стало приносить свои плоды. Особенно возрастает грамотность знати и горожан.

Конечно, некоторые рыцари едва могли написать свое имя, а некоторые господа могли божиться весьма богохульным образом. Например, у графа Суассонского любимая божба была - клянусь шляпой Господней! Но вместе с тем знатные люди собирают библиотеки, покровительствуют поэтам, артистам, ученым. Появляется светская литература - рыцарские романы, плутовские бюргерские произведения, новеллы, школярские вольнолюбивые, часто - совершенно непристойные песни, появляются хроники 12,13,14 веков. Женщины этого времени обо всем осведомлены, во всем участвуют. Женщина может дать великолепный совет, принять трудное решение, принять на себя, между прочим, руководство обороной замка. Нередко женщины сопровождали мужа или возлюбленного в походы. Они очень решительны, очень далеки от показного благочестия 17 века, они презирают малодушие. Их учат грамоте, учат играть на музыкальных инструментах, танцевать, вести беседу. Их учат языкам, умению играть в шахматы. И часто главными книгочеями и грамотеями были женщины.

В аббатстве Фонтерве во Франции в начале 13 века сохранилось 4 надгробные скульптуры. Они изображают членов могущественного Анжуйского рода, из которого вы очень хорошо знаете имя Ричарда Первого - Львиное Сердце. Там же надгробие мраморное Генриха Второго, Изабеллы Ангулемской и Элеоноры Аквитанской, которая была внучкой первого известного нам трубадура Гильома Девятого Аквитанского и сама покровительствовала поэтам. Так вот, в надгробии 13 века она изображена читающей книгу.

Авторы того времени много времени уделяют созданию стихотворных и прозаических произведений для дам. «Хороший тон для дам» создает поэт Робер де Блуа, где он говорит о том, как они должны вести себя в свете и дома - пристойность, целомудрие, скромность во всем - в одежде, в манерах, благородный тон, умеренность в еде, не раздавать любовь без разбора, но и отказывать претендующему на любовь очень тонко, чтобы не было обиды. Очень много отсюда сочетается с тем, что говорил Пушкин своей жене, когда призвал ее всегда и во всем быть комильфо. Итак, в рыцарской поэзии мы видим решение конфликта между духом и плотью, которым церковь занималась давно, который вначале в церковной литературе решался в пользу духа. Теперь, благодаря этой всеобъемлющей рыцарской культуре, это решается по-другому. В этой культуре земная любовь реабилитируется. Ее воспевают поэты, объединяя земное и духовное. Уже с 12 века любовь становится одной из главных тем средневековой лирики. Стихи пишутся от имени человека, обычно безнадежно влюбленного в некую совершенно недоступную прекрасную даму, зачастую замужнюю. Поэт к ней стремится, восхваляет ее, горюет потому, что между ними стоят неразрешимые трудности: она либо замужем, либо гораздо выше его по рождению, либо далеко живет, наконец, он просто очень робок, но ради этой дамы он готов на подвиги и смерть.