Смекни!
smekni.com

Музыкальная культура Башкир (стр. 3 из 4)

ОПЕРА, вид муз.-театр. иск-ва; муз.-драм. произведение, основанное на синтезе слова, сценич. действия и музыки. Баш. О. как самостоятельный жанр формируется в 40-е гг. Но более ранние попытки предпринимаются в 1920-х гг. В 1930 в Казани и Уфе состоялась премьера оперы Г.С.Альмухаметова, В.И.Виноградова и С.Х.Габяша "Эшсе" ("Рабочий") по одноим. поэме М.Гафури. В своем становлении баш. О. опиралась на нар. муз. т-во, на традиции рус. классич. музыки и опыт совр. иск-ва. Прообразами первых баш. опер были муз. спектакли, включавшие большое кол-во фольк.-этнографич. картин и воскрешающие на сцене обряды, легенды и сюжетно-поэтическую основу нар. песен. Развитие баш. драматургии и театра способствовало формированию нац. оперного репертуара. Ряд произв., поставленных на сцене Баш. гос. театра оперы и балета (БТОБ), был создан на основе одноим. драм. спектаклей. Премьера первой баш. оперы "Хакмар" комп. М.М.Валеева (либр. С.Мифтахова, дирижер П.М.Славинский, реж. Б.Г.Имашев, худ. М.Беспалова, балетм. Ф.А.Гаскаров, хормейстеры О.М.Райцын и Н.А.Болотов) состоялась в 1940. В числе первых исполнителей Г.С.Хабибуллин, Х.Л.Галимов, Б.Н.Валеева, З.И.Ильбаева, М.Г.Салигаскарова, М.Х.Хисматуллин и др. В опере впервые были представлены традиц. оперные формы: арии, ансамбли, хоры и оркестровые эпизоды. В музыке широко использовались интонации баш. нар. песен и танцев. В годы Вел. Отеч. войны в создании баш. О. участвовали эвакуир. в Уфу музыканты и комп. Москвы, Ленинграда, Киева. Опера "Карлугас" Н.К.Чемберджи (либр. Б.Бикбая, пост. 1941), отражающая героич. историю баш. народа, была созвучна патриотич. духу сов. людей в годы войны. Определенный вклад в развитие баш. О. внес комп., дирижер и фольклорист-этнограф А.А.Эйхенвальд. В его операх "Мэргэн" и "Ашкадар" (на либр. М.Бурангулова, пост. 1940, 1944), созданных по мотивам нар. легенд, проявилось умелое использование баш. нар. музыки. Опера "За родину" написана укр. комп. Ф.Е.Козицким совм. с баш. комп. и драматургом Х.К.Ибрагимовым (дирижер Славинский, реж. Ш.А.Месягутов, пост. 1943.). В годы войны увидела свет и опера "Акбузат" Х.Ш.Заимова и А.Э.Спадавеккиа, созданная по мотивам баш. эпоса. Героич. линию в баш. О. продолжила опера "Азат" Р.А.Муртазина (либр. Бикбая, дирижер Г.А.Столяров, реж. А.С.Григорян, пост. 1949), посв. событиям гражд. войны в Башкирии. В опере "Айхылу" Н.И.Пейко (либр. Г.Амири, рус. текст Г.Миллера и Пейко по мотивам драмы Мифтахова "Хакмар", дирижер Г.Л.Ержемский, реж. Е.А.Брилль, пост. 1953) впервые воплощена совр. тема.
Качественно новый этап в развитии баш. О. начинается с сер. 50-х гг. - важнейшего периода в становлении баш. проф. музыки. Задача создания самобытного нац. муз. языка успешно решена в опере "Салават Юлаев" З.Г.Исмагилова. Сюжет оперы (либр. Бикбая), связанный с образом Салавата Юлаева, сподвижника Е.И.Пугачева в Крестьянской войне 1773-75, предоставлял возможность воплотить героику нар. борьбы, острые соц.-ист. конфликты. В муз. языке спектакля сочетаются яркое нац. своеобразие баш. музыки и реалистич. принципы муз. классики. Имевшая успех в Москве на Декаде баш. лит-ры и иск-ва (1955) опера не сходит со сцены св. 40 лет. Поиском новых драматургич. приемов и средств выразительности отмечена лирико-психологич. опера "Шаура" Исмагилова (либр. Бикбая) по мотивам одноим. баш. нар. песни и легенды (дирижер И.М.Альтерман, реж. Хисматуллин, пост. 1963). В кон. 60-х - нач. 70-х гг. баш. комп. расширяют тематику опер. Атмосферу революции и гражд. войны передает вторая опера Муртазина "Дауыл" ("Буря", либр. Р.С.Янбулатовой по роману Х.Давлетшиной "Иргиз", дирижер В.Д.Руттер, реж. Ш.М.Муртазина, пост. 1969). Опера "Современники" Х.Ф.Ахметова (либр. Бикбая, дирижер Н.Г.Сабитов, реж. Хисматуллин, пост. 1970) повествует о первооткрывателях баш. нефти. Тема труда и дружбы народов, воплощенная через массовые сцены, чередуется с раскрытием духовного мира наших современников в развернутых ариях, монологах и ансамблях. Значительно обогатила нац. муз.-сценич. иск-во опера "Волны Агидели" Исмагилова (либр. М.Карима, дирижер Г.Х.Муталов, реж. Р.А.Валиуллин, пост. 1972). Лирич. драма героев показана на фоне совр. жизни народа. Продолжением эпич. линии в оперном т-ве баш. комп. явилась опера "Послы Урала" Исмагилова (либр. И. Дильмухаметова, дирижер Г.Г.Александров, реж. Р.И.Тихомиров, пост. 1982), посв. событиям 16 в. - присоединению Башкирии к Русскому государству. Важным событием муз.-театр. жизни 90-х гг. стала постановка оперы "Нэркэс" Ахметова (либр. комп. по одноим. трагедии И.Х.Юмагулова,

дирижер В.И.Платонов, реж. Валиуллин, пост. 1994). В основе ее - трагедия баш. Ромео и Джульетты, разворачивающаяся на фоне острого соц. конфликта в феодально-родовом обществе. Т-во молодых комп. представлено оперой "Черные воды" С.А.Низамутдинова (либр. комп. по одноим. поэме Карима, дирижер Ю.П.Анисичкин, реж. Валиуллин, пост. 1989). Посв. событиям Вел. Отеч. войны, она наметила новую жанровую линию в баш. музыке - камерную О. Среди созданных в 80-90-е гг. оперных произв., еще не поставленных на сцене, - "Акмулла" Исмагилова, "Великий рядовой" ("Александр Матросов") Д.Д.Хасаншина, "Гульямал" Н.А.Даутова, "Шонкар" А.М.Кубагушева; для детей - "Полет на Марс" Р.Х.Газизова, "Серая шейка" А.Х.Габдрахманова, "Тараканище" Даутова и др. В мае 1996 с успехом прошла премьера оперы "В ночь лунного затмения" Низамутдинова.

БАЛЕТ, вид сценического иск-ва; спектакль, содержание к-рого воплощается в музыкально-хореографич. образах.

Сцена из балета "Ромео и Джульетта" С.С.Прокофьева.

Башкирский балет, артистический состав и худ.-сценическая деятельность балетной труппы Гос. театра оперы и балета Республики Башкортостан (ТОБ) опирается на акад. школу рус. классического балета, и широко использует традиц. формы баш. хореографии. Синтез классического танца и его совр. модификаций с поэтикой баш. нар. танца определяет худ. своеобразие хореогр. произведений ТОБ на нац. темы.

Первый состав балетной труппы ТОБ под худ. рук. балетмейстеров К.В.Матсона, Н.Г.Зайцева, Ф.А.Гаскарова сложился в 1941 из выпускников хореогр. отделения Баш. техникума иск-в (1938) и баш.

студии Ленинградского хореогр. уч-ща (ЛХУ; 1941, 1943). Башкирский Б. выдвинул плеяду классических танцовщиков, заложивших традиции нац. иск-ва. Это З.Насретдинова, Х.Сафиуллин, Т.Худайбердина, Х.Мустаев, Ф.Саттаров, Г.Сулейманова, М.Тагирова, Ф.Юсупов, Ф.Ахметшин, Г.Хафизова, Ф.Грюнвальд. В 1953-55 в хореогр. студии при ТОБ занимался и дебютировал в спектаклях театра ("Дон Кихот" Л.Ф.Минкуса, "Журавлиная песнь" Л.Б.Степанова и др.) буд. корифей мирового балета Р.Х.Нуреев. За первые 15 лет своего существования, начиная с "Коппелии" Л.Делиба (пост. Зайцев по А.Сен-Леону и А.А.Горскому) и до Декады баш. лит-ры и иск-ва в Москве (1955), труппа выработала долговр. худ. программу, объединила вокруг себя видных композиторов, хореографов, сценографов, режиссеров. В репертуаре было ок. 30 развернутых и одноактных спектаклей, хореогр. миниатюр, таких как "Лебединое озеро" П.И.Чайковского, "Тщетная предосторожность" Л.Герольда - П.Гертеля, "Шехерезада" Н.А.Римского-Корсакова, "Эсмеральда" и "Конек-Горбунок" Ч.Пуньи, "Красный мак" Р.М.Глиэра, "Бахчисарайский фонтан" Б.В.Асафьева, "Лауренсия" А.А.Крейна, "Элегия" С.В.Рахманинова и др. в пост. Зайцева, Гаскарова, Е.К.Войтович, Сафиуллина, Саттарова, Л.И.Лукина, В.Х.Пяри.

Сцена из балета "Жизель" Адана. Жизель - Л.Куватова, Альберт - Р.Усама.

Сложился репертуар собствственно баш. спектаклей. Лучшим произв. баш. Б. периода становления был спектакль "Журавлиная песнь" ("Сынрау торна"; 1944, 1955): либретто Гаскарова, музыка Степанова, хореография Н.А.Анисимовой, сценография Г.Ш.Имашевой (во 2-ой ред. М.Н.Арсланова). В основу муз.-хореогр. драмы был положен лит. сценарий, в к-ром переплелись языческие мифы, родовые обряды и соц. коллизии баш. старины. Музыка балета представляет собой циклическую структуру, включающую темы баш. нар. песен и мелодий и соединяющую сюитную форму с симф. развитием лейтмотивов. Танцевально-пластическая партитура синтезировала классический танец с нар. танцами и обрядами башкир. Большой удачей спектакля явились обращение к хореогр. симфонизму в сцен. действии и воплощение классически завершенного образа Журавля - тотемной птицы древних башкир, худ. символа свободолюбия и патриотизма народа. Тема Б. "Журавлиная песнь", его муз. и хореогр. воплощение вдохновили на создание балетных спектаклей "Зюгра" ("Зэhрэ", 1947; музыка Н.Г.Жиганова, либретто и хореография Гаскарова, сценография Арсланова) и "Горная быль" ("Карт таузар хикэйэте", 1951; комп. А.С.Ключарев, либреттист и художник те же, хореография Войтович и Сафиуллина).