Смекни!
smekni.com

Форма и символ яйца в искусстве

Рефератпо дизайнукниги

ученицы2 к. IIгр., художественно-графическогоотделения,факультета«дизайн»

О.К.


Тема:«Форма яйцав искусстве»


Внаписаниирефератаиспользовалисьданные из сетиИнтернет, вчастностиинформацияс сайтов:



Символяйца занимаетумы человечестваеще с древнихвремен. Яйцо– символ зарожденияновой жизни,продолжениярода, Вселенной,так как попредставлениямдревних Вселеннаяпоявилась изяйца. Формаяйца, как яркиймифологическийобраз, несущийглубокую философскуюи психологическуюнагрузку, немогла не войтиплотно в произведенияискусствамногих стран,если учитыватьто, что практическидо Средневековья,а во многихстранах, напримерна Руси илиВостоке, и позжебольшая частьвсех направленийискусств носиларелигиозныйили же мифологическийхарактер.


Ипо сегодняшнийдень на Пасху,Воскрешение,православныеверующие одариваютдруг другапасхальнымияйцами, символамивечной жизни,символамивоскрешенияХриста. Естьмного разныхверсий, откудапошел этотобычай. По одномуиз приданий,первое пасхальноеяйцо СвятаяравноапостольнаяМария Магдалинапреподнесларимскому императоруТиберию. Неимевшая ничего,кроме веры вИисуса, протянулаимператорукуриное яйцос возгласом:«Христос Воскресе!».Тиберий усомнившисьв сказанном,заметил, чтоникто не можетвоскреснутьиз мертвых, также как белоеяйцо не можетстать красным.Тиберий неуспел договорить,как яйцо сталопревращатьсяиз белого вярко-красное.Красная окраскаяиц символизировалакровь Христаи одновременнослужила символомВоскресения,а поступокМарии Магдалинывот уже дветысячи летживет в сердцахверующих. Ноэто легенда,а есть и другиеверсии. Остара– скандинавскаябогиня весны,ее праздниксправлялсяименно веснойи в честь воскрешенияприроды людиобменивалиськрашеннымияйцами, которыетак и назывались– «Яйца Остары»или же Easter-Egg. Назападе названиеПасхи созвучнос именем этойбогини – тамэтот праздникстранах называютсяEaster. Но сами христианевложили в этотскандинавскийпраздник свойсмысл, оставивлишь традицию,связав ее спразднествомВоскресенияСпасителя,который, подобноскрытой жизнив яйце, покоилсяв могиле тридня, прежде чемпроснулся дляновой жизни.Это было темболее естественно,ибо Христосотождествлялсяс тем же весеннимсолнцем, котороепоявляетсяво всем своемвеликолепиипосле мрачнойи долгой смертизимой.


Основныеязыческиесимволы в росписипасхальныхяиц


ата

зирка

оля

час

беня

ына

паня

шабли

вода

ина

рыло

щабли

геня

йина

сало

юнки

галя

йоли

тато

зэ

диня

кита

ур

джеря

эна

лер

фира

дзвиня

ена

мама

хата

мягкийзнак

журка

няня

цыпа


поясок

Яйца,как правило,красилиськрасителямиестественногопроисхождения– сборами трав,корней, но, ксожалению,сейчас практическивсе секретыраскраски яицутрачены. Также,наравне сосвежими или«выдутыми»(то есть, пустойскорлупой)яйцами использовалисьдеревянныеболванки. Зачастуюони были болееинтереснорасписаныхитрыми орнаментами,которые редкоповторялись,так как в точностивоспроизвеститакой рисунокбыло крайнесложно, да и ненужно. Такжесуществовалии более богатоукрашенныепасхальныеяйца, с нанесеннымина них рукоюмастера библейскимисюжетами, передначалом работымастер долженбыл получитьблагословениеЦеркви на росписьподобных символовПасхи.


Вконце XIX векаоткрыл своепроизводстводорогих пасхальныхяиц ювелир КарлФаберже. Этобыли пасхальныеяйца со сложнымизаводнымимеханизмами,хранящиесявнутри яицвеликолепныесюрпризы живописныеминиатюры,крохотныемодели дворцов,памятников,яхт, поездов,фигурки птиц,букеты цветовявляются шедеврамиювелирногоискусства концаXIX начала ХХ веков.Образцы хранилисьв специальныхфутлярах илисейфах и извлекалисьоттуда дляпоказа тольково время Пасхи.В настоящеевремя известноместонахождениенекоторыхраритетныхпасхальныхяиц Фаберже:двенадцатьэкземпляровхранится уанглийскойкоролевы,одиннадцатьювладеет американскийжурнал “Форбс”и десять находитсяв Оружейнойпалате МосковскогоКремля.


Первоепасхальноеяйцо 1885 года быловыполненомастером МихаиломПерхиным.Двадцатишестилетнийпетрозаводчанин,он в 1886 году становитсяглавным мастеромфирмы Фаберже.До 1903 года — годасмерти Перхина— его инициалыставились навсех яйцах-сюрпризах фирмыФаберже, сделанныхдля императоровАлександраIII и Николая II.

Именнос 1885 года началасьтрадиция ежегодногодарения пасхальныхяиц-сувенировфирмы Фаберже.“Ваше Величествобудет довольно”— такой ответобычно давалзнаменитыймастер на вопросо сюжете очередногояйца.


Изготовлениеювелирно украшенныхпасхальныхяиц имело давнюютрадицию вРоссии. Например,посеребренноеяйцо- сюрпризбыло сделаномастером Нордбергомдля АлександраII. Но именно фирмеФаберже удалосьдовести искусствоизготовленияювелирныхпасхальныхяиц до непревзойдённогоуровня мастерства,изящества итворческойфантазии. Фаберженикогда неделал точныхкопий. На всехего работахлежит печатьнеповторимогоиндивидуальногопочерка, навечнооставшегосяв истории мировогоискусства.


Русскаяимператорскаядинастия и еёмногочисленныекоролевскиеи княжескиеродственникив Англии, Дании,Греции, Болгарии,Гессене, Ганновереполучали яйцаФаберже в подарокиз России, высокоценили этидрагоценныевещицы и передавалиих следующимпоколениям.

В1996 году на аукционКристи в Женевевыставилизнаменитое«Зимнее» яйцоФаберже, подаренноеимператоромНиколаем своейматери императрицеМарии Федоровнепо случаю 300-летнегоюбилея домаРомановых.«Зимнее» сокровищебыло проданоза 7,5 миллионадолларов.

Кромеимператорскойдинастии толькодва человекав России имеливозможностьзаказыватьдорогие пасхальныеяйца в мастерскойФаберже -золотопромышленникКельх и нефтяноймагнат Нобель.Самым оригинальнымиз них былопасхальноеяйцо «Цветущаяяблоня» (нефрит,золото, бриллианты),выполненноев японскомстиле. Проданона аукционеSotheby's в Женеве за1,4 миллионашвейцарскихфранков Пасхальноеяйцо «Цветущаяяблоня» нааукционе купилАдульф ПетерГооп из Лихтенштейна,собравший самуюкрупную в миреколлекциюпасхальныхяиц - всего около3000 штук.


АлександрКельх, один избогатейшихлюдей мира,имел роскошныйдом в Петербурге,в котором былоочень многосамых различныхизделий Фаберже.Сегодня труднонайти следыколлекцииКельха. Известно,что все 7 пасхальныхяиц, которыеон подарилсвоей женеВарваре, оказалисьза границей:в Париже, а потомв США.


Послепервой мировойвойны, падениямонархии вЕвропе и обедненияаристократиимногие изделияФаберже былипроданы и перешлик другим владельцам.В 1920-е годы дляпополненияказны валютойсоветскоеправительствопродало рядпроизведенийискусства изгосударственныхколлекций. Изимператорскойколлекции,конфискованнойпосле 1917 года,была проданабольшая часть,видимо, “абсолютнобесполезных”для советскогогосударствауникальныхпасхальныхяиц.


Такжев конце XIX веканачалось производствопасхальныхяиц из папье-маше,расписываемыхв московскихиконописныхмастерскихнаравне с иконами.Как и до революции,пасхальныеяйца с лаковойминиатюрнойживописьюявляются заказнымии стоят довольнодорого. За росписьпасхальныхяиц берутсятолько опытныевысококвалифицированныемастера. Росписьпасхальногояйца требуетхорошего знанияиконографии.Сегодня росписьпасхальныхяиц возрождаетсяв центрах Федоскина,Палеха, Мстерыи Холуя и в другихрегионах России.


КВозрождениюхудожникипостепенноначинают отходитьот традицийСредневековойживописи, ноудается этоим далеко несразу – каноныотцов все ещедовлеют надих кистью, чтонесложно увидетьдаже в работахвеликих мастеров.И не смотря нато, что НовоеВремя уже наступило,символизм ихработ остаетсяпрежним: алтарьгалереи Брерав Милане – наэтой фрескевеликого ПьероФранческа мывидим яйцострауса, символизирующеедевственноерождение - согласнопреданию страусвыкапываетямку для яйца,засыпает егопеском и оставляет,чтобы детенышвылупился изнего сам посебе. Художникдостигаетгармонии, отдаваясьопыту своихпредшественников– лица действующихлиц его фресок(фрески цикла«ИсторияЖивотворящегоКреста» в церквиСан Франческов Ареццо, 1452—1466)наполненыспокойствиеми благодатью,поскольку, еслиприглядеться,оказываютсявыполнены вформе яйца.


Проживопись жеСальвадораДали нельзясказать, чтоее тоже наполняетспокойствие,однако яйцоможно встретитьи тут. Великиймастер сюрреализмапользовалсясимволикой,разработаннойКарлой Юнгом,но уже на уровнезнака. КартиныДали наполненыфилософскимсмыслом и именносимволы даютключ к загадкамего произведений:и камень - олицетворениеженского имужского начала,птицы - образызагробногобытия, яйцо -образ Вселеннойи начало мира.Ряд знаков-символовв мифологииДали связан,как и у любимогоим Босха, сперенесениемсловесноговыражения визображение.Дали преждевсего мастерметаморфозы.Достаточнонеобычен иинтересен музейСальвадораДали в Фигерасев Испании. Саммузей – бывшийкинотеатр,который купилДали с цельюсоздания своегохрама искусства- это квадратноездание красногоцвета, на стенах,хлебные плетенки.Непосредственноперед входом,можно увидетьнесколькоскульптур сящичками вместогруди, огромныестолбы, выстроенныеиз старых покрышеки телевизоров.И конечно жеяйца, символжизни СальвадораДали, огромныеяйца, расположенныена крыше попериметру всегоздания.


Человечествууже много вековизвестнанеобыкновеннаяпрочностьтакой, казалосьбы, хрупкойяичной скорлупы,сохраняющейжизнь еще неродившимсясуществам.Архаичная символика яйца в виде скорлупной полусферыявственно обнаруживаетсяв формах некоторыхтрадиционныхжилищ - многообразных юртах, эскимосских снежных хижинахиглу, легких тропических куполовидных постройкахнапример, узулусов в Африкеили у колумбийских индейцев вЮжной Америке).Некоторыеисследователиприписываютизобретениеэтих архитектурныхформ вавилонскимзодчим, легшихв основу всегостроительногоискусствадревнего Римаи средневековойЕвропы. В самомделе, покрытиеиз клиновидныхкирпичей, приложенныходин к другомупо кривой линиии удерживаемыхтаким образомв равновесии,широко применялосьв Вавилонии,как видно поостаткам дворцов,каналов и мостов,обнаруженныхв Месопотамии.Сооружениесводчатогостока воды вНиппуре, центредревнейшегошумерскогоплеменногосоюза, следуетотнести к IIIтысячелетиюдо н. э. А сводчатыепотолки в царскихгробницах Ура,древнейшемместе культашумерскогобога Луны, ещена четыре-пятьвеков старше.ЗнаменитыйиспанскийархитекторАнтонио Гаудисчитал куриноеяйцо образцомсовершенстваи в знак уверенностив его феноменальнойприроднойпрочности одновремя носилсырые яйца,которые бралс собой длязавтрака, прямов кармане.


Также,кроме абсолютнойгениальностиэтой природнойформы, в архитектуреформа яйцаиспользоваласьи в своем символическомзначении – этопрослеживаетсяв куполах мечетей,церквей, гробниц.В капителяхи карнизахионическихи коринфскихордеров можнонайти иконкив виде яйца –овы.


Современныеархитекторыи дизайнерыпридают ужеменьшее значениесакральномусмыслу символуяйца, но по прежнемусчитают этуформу совершенной.В 2002 Норман Фостер,знаменитейшийбританскийархитектор,осуществилновый амбициозныйпроект, которыйвынашивал дотого четырегода и занимавшийодно из первыхмест на выставкиАрхитекторав 2001 году. ЗданиеЛондонскойМэрии на берегуТемзы выполненов форме яйца.В компьютерныханимацияхФостер сначалапредставлялздание в видепрямоугольногопараллелепипеда,куда отличнопомещаласьмэрия. Потомв компьютеревозникал некий вращательныймомент, параллелепипедкрутился, стираяграни о внутреннююповерхностьэкрана, и вдругзамирал в видецилиндра. Мэрияпомещаласьтам скругленныепланы, столыи шкафы отскакивалиот стен – врезультатесоздавалосьправильноеавангардноепространство.Но после этоговращательныймомент дальшепродолжал своюработу, и постепенноцилиндр приобреталяйцевидность.В результатемногие помещенияутратили своюфункциональность(нижний этажтеперь отведенпод выставочноепространстводля инсталляций),но форма в итогеформа получиласьдостаточнояркой и энергичной.Также в 1997 годугруппа «Обледенениеархитекторов»,действовавшаяв составе мастерскойСергея Ткаченко(МНИИП), задумалапроект «Яйцо»- по замыслуавторов архитектураготова былавместить в себяпрактическивсе: картиныстарых мастеров,пасхальногоФаберже, рождественскиеоткрытки, роддомв Вифлееме исобственнодом-метафоруна углу Патриаршихпрудов. Но этотпроект так ине был осуществлен,модифицировавшисьв небольшоездание, такжеимеющее непосредственнуюсвязь с изначальнозадуманнойформой, на улицеМашкова.


Такженельзя упомянутьо знаменитомдизайнереЯкобсене Арне,датском архитекторетворившем напротяжениипрактическивсего 20ого векаи обращавшимвнимание нетолько на архитектурусамого здания- проектируяздания различногоназначения,Якобсен стремился,чтобы все здание,включая приборы,бытовую утварь,было выполненов едином стиле.Занимаясьпромдизайном,Якобсен необошел вниманиеми яйцо – выполненноеим кресло-яйцостало ужеклассическимпримеромнестандартногоподхода впромышленномдизайне.


Темаяйца неисчерпаема– нескольколет назад, нарубеже веков,была проведенаакция СергеяВойченко иВладимираЦеслера «Проектвека "Двенадцатьиз двадцатого"». Главная мысльакции была втом, что этопослание нашегоуходящего XXвека будущему.«Проект века»- это еще прощаниеи благодарностьтем, кто отражалсвое время, егодух, и создавалсовершенноновые направленияв искусствена протяжениидвадцатогостолетия, темкрупнейшимхудожникампрошедшеговека, чье творчествоповлияло напути развитияискусства исовременногообраза мышления.В объектах -современнойметаморфозескульптуры,коими являютсяяйца, воплощенысвоеобразныепортреты ихидей. Матово-черноеяйцо КаземираМалевича ипрозрачноекак слеза –Иосифа Бродского,оплывшее золотоСальвадораДали и ежик изгвоздей ГюнтераЮккера. Работанад проектомдлилась четырегода и потребоваланастоящихтехнологическихоткрытий. Задуманныев разных материалах(мрамор, чугун,эпоксиднаясмола, акрилатитп), доведенныедо техническогоидеала объектывыполнялисьсамыми разнымиспособами. Дажеконверсияпослужила наэтот раз вечномуи прекрасному- некоторыеработы производилисьна ранее недоступныхвоенных заводах.Посмотретьвыставку этойакции можнобыло и в Москвев ПушкинскомМузее и в Питерев Русском Музее.


Вегипетскоймифологиисчитается, чтопервый богвозник из яйца,которое лежалов болотныхзарослях. В«Книге Мертвых»говорится о«спрятанном»яйце «великогоболтуна», причемнеясно, о какомбоге идет речь(возможно, этобыл бог землиГеб, а можетбыть, Амон). Потомубыли популярныамулеты в формеяйца, с помощьюкоторых людихотели владетьсилой находящегосяв нем прабога- такие амулетыдавали умершим.Многозначительнымявляется названиевнутреннегозаключающегомумию гроба- «яйцо», в которомждут входа впотусторонниймир. На картинахи фресках можновстретитьизображениебога Пта, первосоздателяяйца – в сюжетахэтих картинон лепит яйцона глиняномкруге. Такжес яйцом, каксимволом возрождения,а стало быть,и молодости,изображаетсяи греческийбог Дионис –бог весельяи вечной юности.В индуистскоймифологииКосмическоеДрево растетиз золотогояйца, котороепроизвел насвет Брахма.В Непале куполабуддийскиххрамов представляютсобой космическоеяйцо. Алхимикиперенесли идеюо космическомяйце на формусвоих реторт,символизирующихпреображениеобычных веществв золото и серебро(желток и белок).Согласно однойиз версий известногодревнегреческогомифа, ЕленаТроянскаяпоявилась изяйца, котороеупало с Луны.В другом варианте,Леда, царицаСпарты, родиладва яйца, послетого как в течениеночи она вступилав связь сначалас Зевсом, принявшимоблик лебедя,а затем со своиммужем, простымсмертным; изодного яйцапоявилисьПолидевк иЕлена, из другого— Кастор иКлитемнестра.


ИЗОБРАЖЕНИЯ



Пасхальноеяйцо работыНиколая Егорова,г.Рыбинск


Пасхальноеяйцо работыНиколая Егорова,г.Рыбинск (фрагмент)



ФирмаК.Фаберже. МастерМ.Перхин (1891 год)

(Золото,платина, серебро,бриллианты,алмазы огранки«роза», рубин,аквамарин,гелиотроп,бархат)

ПодарокимператораАлександраIII императрицеМарии Федоровнена Пасху 1891 года.




ФирмаК.Фаберже. Мастер:Вигстрем Генрих(1908 год)

(Золото,серебро, рубины,бриллианты,розы, нефрит,хрусталь, кость.

Литье,чеканка, гравировка,инкрустация,акварель, резьба,эмаль.)

Общаявысота: 11 см



Пьероделла Франческафреска цикла«ИсторияЖивотворящегоКреста» в церквиСан Франческов Ареццо



СальвадорДали «Геополитическиймладенец, наблюдающийрождение новогочеловека»



СальвадорДали «ПревращениеНарцисса»(1936-1937)



МузейСальвадораДали в Фигерасе(Испания)



Арка,сложенная изклиновидныхкамней


Дом«Яйцо-Фабрже»



ЛондонскаяМэрия



Каркасбудущего зданияв форме яйцана ул. Машкова



АрнеЯкобсен «Кресло-яйцо»



Голубоекресло, представляющеесобою половинкуяйца, фирмыElixa



Проект«Двенадцатьиз двадцатого»
ВладимирМаяковский(чугун, литье- 210х210х285)



Проект«Двенадцатьиз двадцатого»

ВикторВазарелли(соединенияцветногополивинилхлорида- 210х210х285)



Уроборос,кусающий свойхвост, как символвечности





ЖанШарден «Медныйкотелок с тремяяйцами» (1734)



УпаковкаКоффе Kaffaвыполнена вформе яйца



Яйцевиднаяручка Egg.Дизайн – Аннаи Карло Бартоли(Компания ColomboDesign)



СветильникCestaот фирмы MiguelMila



Бронзоваяваза ввиде яйца30-40ых годов XXвека



Игрушка,наподобиерусской матрешки



Колумбовояйцо - Овал,разрезанныйна части. Популярнаяво всем миреигра-головоломка,имеет нескольковерсий. Этаверсия наиболеераспространенная.Округлостьбольшинствафигур позволяетсоздавать изних силуэтыптиц, животныхи человека,Ребенку предлагаютсялишь силуэтыфигуры, а какиедетали и каких разместитьвнутри силуэта,он должен догадатьсясам.



Шалтай-Болтай,иллюстрацияДж.Тенниелак книге Л.Кэррола«Алиса в Зазеркалье»



«Оченьхрупкая выставка»в рамках фестиваля«НеофициальнаяМосква», сентябрь1999