Смекни!
smekni.com

Французское искусство XVII века (стр. 2 из 2)

проспекта: средний ведет в Париж, два других - в королевские дворцы

в Сен-Клу и Со. По бокам от этих проспектов раскинут город

Версаль с его правильной сеткой улиц и площадей. Со стороны дворца

глаз легко охватывает три лучевых проспекта: это как бы три гонца,

устремленных в разные концы государства. Низкие конюшни перед

дворцом не закрывают этих проспектов тем более потому, что дворец

немного возвышается над округой.

Средняя часть дворца в плане образует букву П. Средоточением

дворца служила спальня короля, выходящая в квадратный двор. Здесь к

утреннему вставанию собирались знатные люди и придворные. Для того

чтобы в нее попасть, нужно было пройти через ряд богато украшенных

парадных зал. После поднимались по мраморной лестнице с ее

широкими ступенями и должны были обойти весь дворец, прежде чем они

достигали апартаментов короля или королевы. Залы эти, как в дворцах

итальянского барокко, были выстроены в ряд и составляли

утомительные анфилады.

Парк был самым замечательным украшением Версаля.

Особенная красота его заключалась в широкой обозримости. С

балкона дворца, откуда его любил рассматривать король, он

открывался взору во всей красоте и правильности своего плана.

Прямо перед дворцом лежали два блистающих, как зеркало, бассейна.

В отличие от дворца и перегруженного украшениями интерьера в

планировке парка чарует безупречная чистота и ясность форм. От

главной террасы парк отлого спускается во всех трех направлениях:

слева от дворца шла сто ступенчатая лестница с краю Оранжереи;

вид замыкала вдали огромная масса воды Швейцарского озера.

Отсюда особенно красивое зрелище представляли дворец с его

выступами и Оранжерея, задуманная, вероятно, самим Ленотром, с

ее величественно простыми формами арок и рустом. Такой величавой

простоты, такого простора не знала итальянская парковая

архитектура XVII века.

Заключение

Версальский дворец и парк были населены не только шумной

блестящей толпой придворных; в Версале было уделено особое внимание

скульптурному убранству. На каждом шагу здесь высятся статуи,

гермы, вазы с рельефами. Вся скульптура, почти как в готических

соборах, проникнута одной идеей. Прославление короля, принявшего

титул <Король-солнце>, становилось здесь прославлением молодости и

красоты бога Аполлона, то выезжающего на колеснице из воды, то

отдыхающего среди нимф в прохладном гроте. Иносказание

разрасталось в огромную аллегорическую систему. Каждый образ,

каждое понятие находило себе выражение в одном из персонажей

древней мифологии, в мраморной статуе, укрытой в тени зеленой чащи

парка. Реки Франции были представлены в виде прекрасных нимф или

бородатых мужей. Это была последняя в Западной Европе попытка

выразить современные понятия в образах человекоподобных богов.

Естественно, что сюда проникло много нарочитого. Но нередко

отдельные мотивы давали ростки подлинной поэзии.

Список использованной литературы:

М. В. Алпатов и др. Искусство М., 1969 год