Смекни!
smekni.com

Художественная обработка металла в Туле (стр. 4 из 4)

Широко известен другой вид рельефной обработки листового металла – металлопластика. При этой технике форма изделия, его рельеф выявляются, лепятся путём плавных деформаций специальными инструментами, напоминающими стеки скульптора. Художественные произведения, выполненные в технике металлопластики, по своему виду напоминают чеканку из листового материала, но это сходство только внешнее.

Металлопластика – один из древних приёмов обработки металла. Особенно широкое распространение в России она имела в конце XIX – начале XX веков. В этой технике изготавливались рамы, блюда, ковши, ларцы и т. п. Металлопластика также применялась при отделке деревянной мебели и предметов быта.

Всеми видами рельефной обработки листового металла прекрасно владели многие русские мастеровые. Особенно широкое распространение чеканка, басма и металлопластика имели в ремесленно – кустарном производстве, отличавшемся низким уровнем технической оснащённости и высоким процентом ручного труда. В самоварном, гармонном и других промыслах эти виды являлись основными при отделке готовой продукции. Так, басменная техника широко использовалась при изготовлении узорных и орнаментальных пластинок – накладок, которыми декорировались деревянные части гармоник. До внедрения штампов при выделке таких элементов самовара, как стенка - резервуар, в который наливается вода для кипячения, применялась ковка (выколотка) заготовки на чугунной болванке с последующим прочеканиванием всех рельефных декоративных узоров. Это была одна из важнейших операций, от которой зависел в значительной мере художественный облик самовара. Особенно ценились гранные самовары со стенками сложных рисунков.

В архитектуре металлопластика и басма применялись в интерьере, в основном, в отделке мебели, в то время как чеканка в сочетании с дифовкой и выколоткой – в отделке дымников, воронок и водостоков. Во второй половине XIX – начале XX веков при изготовлении фигурных воронок жестяных дел мастера широко использовали технику чеканки в сочетании с просечкой.

Различные по формам, орнаментированные рельефным узором и просечным ажуром вазы приёмных воронок украсили многие дома, как простого люда, так и знати.

Мастера не скупились на фантазию.


Используемая литература:

1. В. В. Куликов "Ажур металла рукотворный".

2. В. Н. Ашкуров "Страницы Тульской старины".

3. А. П. Мардер "Металл в архитектуре".

4. К. А. Соловьёв "Тульский край".

5. З. И. Юсипов "Ручная ковка".