Смекни!
smekni.com

Художник М.В. Нестеров (стр. 2 из 2)

На полотне «На Руси» изображен берег Волги у Царева кургана.…Первое впечатление, будто перед нами «крестный ход»: несут икону с огромным черным ликом Спаса. По одну сторону от него – старик монах в схимнической ризе, по другую – высокий. Средних лет священник! Но нет! – вы вглядываетесь: это не священник, как и вся эта процессия совсем не «крестный ход»! Это русский царь в золотом одеянии XVI-XVII вв., в шапке Мономаха, с посохом и прочими, полагавшимися царю, атрибутами.… Налево от этой центральной группы, слегка в глубине, голый, резвящийся старец – юродивый, вокруг которого странницы и монахи увиваются в каком-то хлыстовском радении. Сзади главной группы, направо от иконы, несметная толпа народа, мужчин и женщин разных возрастов, разных эпох, различного общественного положения. В последних рядах в перспективном уменьшении, вы замечаете Ф.М. Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьёва. За всей этой огромной толпой высился бесчисленный ряд красных пик и священные стяги воинства Российского, сопровождающего толпу верхом на лошадях. А впереди всей этой пёстрой, но чрезвычайно гармонично сочетающейся массы народа, несколько поодаль от неё, шагах в 6- 8-ми от иконы черноликого Спаса, идёт светловолосый мальчик с маленькой котомкой на плечах, идёт безмятежно вперёд лёгкой поступью, широко раскрыв устремлённые вдаль большие голубые, полный веры глаза…

Картина «Соловьёв поёт», написана Нестеровым в 1917 г.. Сюжет не сложен: молодая послушница сидит ранним утром у дремлющего озера, окаймлённого красивым лесом, и слушает, затаив дыхание, песню Природы, изливающуюся в соловьиных трелях, а на губах, на которых обет воздержания от греховных поцелуев, улыбка, такая грустная, такая понятная, такая человеческая…

Художника всегда притягивал портретный жанр. Правда, в начале творческого пути он писал портреты лишь как этюды к будущим картинам. К 1905-1906гг. относился собственно портретный цикл Нестерова, куда вошли портреты жены художника, дочери, княгини Н.Г. Яшвиль, художника Яна Станиславского.

Второй портретный цикл Нестеров посвятил философии и религии. В 1917 г. мастер написал большой совместный портрет выдающихся русских религиозных мыслителей – священника Павла Флоренского и С.Н. Булгакова, прогуливающихся у Троице-Сергиевой лавры. Они идут, под кистью Нестерова, среди полей, по-видимому, весной (на плечах С.Н. Булгакова пальто внакидку; сам без шапки), идут, погруженные в глубокие думы, далекие от «мира сего». Эта картина, в которой Святая Русь как бы соединилась с реальной Россией, получила название «Философы» (Государственная Третьяковская Галерея, Москва).

После революции художник находился в растерянности перед шквалом событий, унесших привычный жизненный уклад. Вплоть до 1922 г. он не создал сколько-нибудь значительных произведений. Не желая участвовать в реализации ленинского плана монументальной пропаганды, Нестеров уехал из Москвы, и его мастерская оказалась разгромленной. Для художника наступили годы кризиса. Но реалистические основы его творчества, чувство глубокой связанности с родной землёй и с народом помогли ему.

Написанные в 30-х – 40-х гг. портреты художников – братьев П.Д. и А.Д. Кориных (1930г.), академика А.Н. Северцова (1934 г.), скульптура И.Д. Шадра (1934 г.), академика И.П. Павлова (1935 г.), автопортрет, портрет скульптора В.И. Мухиной ( 1940 г.) с полным правом можно отнести к числу шедевров мирового значения. Все они находятся в Государственной Третьяковской галерее.

Выдающимся произведением Нестерова является портрет И.П. Павлова ( 1935 г., Сталинская премия – 1941 г.). Художник изобразил великого русского учёного в момент высокого духовного подъёма. Внутренняя собранность и характерный волевой жест, подчеркивают силу мысли и величайшую убеждённость ученого. В умении найти то состояние, движение, позу, которые с наибольшей глубиной раскрывают характер и внутренний мир человека, и передать это с помощью выразительных средств, сказалось высокое мастерство Нестерова – портретиста.

Литература:

Русакова А.А. Михаил Нестеров. Л., 1990.