Смекни!
smekni.com

Конфуцианско-даосистский тип культуры. Культура Китая (стр. 2 из 3)

В средневековом Китае сложились и канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места в чиновничьей иерархии. Это и вошло в так называемый «Китайский церемониал». В эпоху Хань был составлен подробный свод правил церемониала - трактат Лй-Цзы, сжатое изложение Конфуцианских норм, имевших силу более 2 тыс. лет.

Для того, чтобы стать чиновником, нужно было выдержать экзамен, который происходил под строгим контролем конкурсной комиссии, справившиеся лучше других удостаивались желаемой степени и получали право сдавать экзамен на вторую степень, а обладатели обеих - на третью. Трижды сдавшие экзамены получали высшую ученую степень на престижную должность «уездного» начальника. Важной основой социального порядка по Конфуцию является строгое повиновение. Высшей целью управления Конфуций провозгласил интересы народа. Последователи Конфуция учили, что из трех важнейших элементов государства на первом месте стоит народ, на втором месте - божество, на третьем - государь. Однако конфуцианцы считали, что самому народу также нужно отеческое наставление. Вторая важная основа конфуцианства - строгое повиновение, старшим, причем, как напоминал Конфуций, государство - большая семья, а семья - малое государство. Конфуций разработал "сяо" - учение о сыновней почтительности. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи. Символом кланового единства был родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отбирать которые было недопустимо. В эти храмы собирались родственники.

Китайцы создали оригинальную картину мира, где не было места враждебности, несовершенству, дисгармонии. Мир в представлении китайцев - это мир абсолютного торжества противоположностей, где все различия относительны. Каждое явление природы, будь то цветок, животное или водопад, - воплощают в себе мудрость природы и ее богатство. Мир изначально совершенен, поэтому его не надо переделывать, надо самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Изначально природе присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (джи).

Китайская культура призывает к действию в соответствии с космическим ритмом. Творчество принадлежит небу. Эта идея социально-этического политического порядка, санкционированного - великим небом. Эта идея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства, не изменил эту идею и буддизм.

Опираясь на древние представления о небе и высшей небесной благодати (дэ), конфуцианство выработало постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат (мин) на право управления страной. Если правитель отступал от принятых норм, выражением чего был экономический упадок, волнения, правитель терял право на мандат неба (дэ) (тот тезис Конфуция служил предостережением императорам, которые пытались отклониться от социальных и моральных норм). Многие соседи Китая - хунны, монголы, захватывающие империю, постепенно принимали эти же нормы.

Таким образом, конфуцианство стало не религией в полном смысле слова, а вобрало в себя политику, административную систему, функцию социальных и экономических процессов, словом, стало образом жизни, концентрированной формой китайской культуры.

Одной из популярных школ в Китае был легизм, который критикуя конфуцианство за "то, что оно, по его мнению, культурой подменяет законы, считал, что природа человека изначально зла. Поэтому рядом с этими двумя религиями, выросшими на почве самого Китая, довольно широкой популярностью там пользуется третья религия, внесенная извне: это буддизм, который китайцы называют учением Фо. Впервые буддизм появился в Китае в I в. н.э. в виде хиняны, однако он долго не удержался. Вторичное появление буддизма, уже в форме махаяны, относится к началу V в., и с той поры, несмотря на ряд преследований, которым по временам подвергались буддийские монахи со стороны правительства, буддизм укоренился в Китае и даже занял место третьей равноправной религиозной системы в этой стране. Собственно говоря, настоящих буддистов, т.е. исключительных приверженцев этой религии, в Китае мало. Такими можно считать только буддийских монахов. Вне этой профессиональной группы едва ли кто из китайцев признает себя буддистом. Но буддистские обряды выполняют - попутно с даосскими и конфуцианскими - почти все верующие китайцы. К услугам буддистских монахов обращаются очень часто, особенно в связи с погребальными обрядами, - область, в которой монахи считаются большими знатоками.

Несмотря на такое мирное сосуществование конфуцаалства, даосизма и буддизма (сань-цзяо - три религии - так называют их китайцы), между ними велась борьба, но борьба не за верующих, потому что китайцы обычно, смотря по обстоятельствам, выполняют обряды всех трех религий. Эта борьба чисто политическая: конфуцианские чиновники и даосские жрецы постоянно соперничали из за должностей, из за доходных мест, из за влияния на политическую жизнь. Вопреки учению Лао-Цзы, который проповедовал невмешательство в государственные дела, даосские жрецы всегда стремились к власти. Например, чисто конфуцианская династия Хань была свергнута в результате ряда крестьянских восстаний, из которых самое мощное - известное восстание «желтых повязок» 1184 V. - было возглавлено даосами. Были и эпохи, когда буддизм и буддистские монахи пользовались особым покровительством императорской власти: так было в годы династии Суй (581-616) и особенно Юань (1260-1868). Любопытно, что конфуцианское чиновничество в историй Китая наибольшее влияние имело не при национальных династиях Тан, Мин и Сун, а главным образом в эпохи иноземных династий: монгольской и маньчжурской. Иноземные династии, очевидно, чувствовали себя непрочно в стране и старались опереться на образованное чиновничество. А национальные династии Китая, ближе державшиеся к более широким слоям китайского населения, испытывали гораздо большее влияние со стороны связанных с народными массами даосских жрецов.

Если допытаться охарактеризовать религию Китая в целом, то бросается в глаза прежде всего ее глубокое своеобразие. Верующие китайцы весьма мало склонны к мистицизму, отвлеченной метафизике, аскетизму. Это отразилось в их религии, особенно в конфуцианской. Последняя сводится к строгому выполнению предписанных обрядов. Обряды же, чинные, сдержанные, совершенно лишены какого-либо вдохновения, религиозной экзальтации. Мистическое общение с божеством, правда, практикуется некоторыми жрецами - гадателями (даосами), но в китайской религии в целом оно занимает очень скромное место. Всякий же религиозный фанатизм, аскетизм, изуверское умерщвление плоти, оргиастическое исступление совершенно чужды китайской религии. Вообще, индивидуальное начало в религии, личная связь отдельного человека с потусторонним миром не свойственны верующим китайцам; это объясняется, видимо, живучестью родовых традиций.

Искусство Китая.

Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках, некоторые из них были составлены в глубокой древности. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы -«Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, и «Книга перемен». Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже н.э. изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во П в. н.э. число иероглифов составляло более 10 тыс., в Ш в. н.э. - более 18 тыс. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое в последствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первые словари. При императорских дворах создаются обширные библиотеки.

Наиболее известными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника, китайской поэзии, который жил в IV-Ш в.в. до н.э.

Особенно популярна была поэзия Тао Юааь Миня, понятная и близкая простому народу.

Первым известным историком Китая был Сым Цянь, автор «Исторических записок». Его стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания, как это обычно было в Китае.

Знаменитыми поэтами первого века н.э. Китая были Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Цзи, Кан, Жуань Цзй.

На первые века нашей эры приходятся и расцвет живописи и ваяния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно были развиты живопись тушью на бумаге, шелке, а также искусство фресок.

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой, уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н.э. фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за: пределами Китая.

Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два - три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз (пагода). Самыми известными являются пагода Сунь-юэ-сы в Хэнани (523г.), «Большая пагода диких гусей» (Да-янь-та), в Сиане (основана в 622 г., перестроена в 701 - 704 гг.). Пагоды возводились из разных материалов: деревянная пагода в храме фо-гун-сы (1056 г.), кирпичная пагода Бай-ма-сы (1175 г.). Наиболее известна 13-этажная железная пагода в Гань-яне (Х-Х1 вв.). Этот тип строения был основных в Китае в течение многих веков - вплоть до самого последнего времени. Знаменитый храмовый ансамбль «Храм неба» в Пекине (1420 г., перестроен в 1745 г.). Главное здание - «Храм молитвы за годовую жатву» - деревянное, круглое в плане, расположено на трехступенчатой мраморной террасе. Крыша покрыта синей черепицей. Недалеко от храма находится «Алтарь неба» (XVI в.). В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 гг. до н.э. ознаменовалось строительством основной части Великой Китайской стены, которая частично сохранилась до нашего времени.