Смекни!
smekni.com

Перед ликом иконным. Андрей Белый (стр. 2 из 2)

4. Такого рода противопоставление, естественно возникающее на контрасте темного лика и золоченого оклада встречается в произведениях многих писателей и поэтов, назовем только Толстого, Кузмина, Цветаеву. В той же статье "Священные цвета" Андрей Белый приводит слова св. апостола Иоанна "Бог есть свет" и на основе этого пишет, что белый цвет есть воплощенная полнота бытия. Черный же (или темный) цвет "феноменально определяет зло", есть небытие (там же, с.113). Возможно, данное стихотворение можно считать поэтическим авторским комментарием к этой статье.

5. "Действие" стихотворения происходит в июне, как об этом говорит помета автора под стихотворением. Красивое сочетание на иконе солнечного света и света лампад и свечей было замечено и описано Достоевским, Толстым, Буниным, Шмелевым, но у них свет падал на иконы с другой стороны, поскольку они обратили внимание на это явление при служении ранней заутрени.

6. Священник повит ладаном, потому что перед пением "Свете тихий" совершается торжественный вечерний вход с кадилом священника и диакона, которым предшествует свещеносец.

7. О том, что это не другое стихотворение, а новая редакция старого, свидетельствует двойная дата, поставленная поэтом: июнь 1903, 1921.

8. Вероятно, поэт хотел выразить впечатление от покрытой серебряным окладом иконы. Причем ризой закрыты даже руки святого (грозит серебряным перстом). Но остается непонятным "разлив серебра". Если света в храме нет, то не может быть и "разлива", если же есть свет, то на месте лика не может быть черной дыры, и змей не может быть рдяным (ярко-красным), да и позолота не может быть мрачной. Как нам кажется здесь за словесным образом не стоит реальный зрительный образ.

9. Вероятно, поэт имеет в виду фелонь священника, которая шьется из плотной ткани и не лежит на плечах священника, а возвышается над его плечами, почти скрывая голову, если смотреть сзади.