Смекни!
smekni.com

Английские университеты ХУШ века в трудах Адама Смита (стр. 2 из 2)

В русле просветительской историографии классическая древность изображается Смитом как эпоха возникновения и развития научных знаний, средневековье - как период засилья религии, изменившей науку до неузнаваемости. Древнегреческая философия, пишет Смит, подразделялась на три большие отдела: физика, или натуральная философия, этика, или моральная философия, и логика. В первую очередь разрабатывалась натурфилософия, которая пыталась объяснить явления природы, движение небесных тел, рождение, жизнь, рост и разложение растений и животных и т.п. Изучение и преподавание этих предметов Смит считает необходимым и важным, так как эта область знания больше всего «открыта для опыта и наблюдения и способна приводить к многочисленным полезным открытиям». По его свидетельству, именно эта область знания была оставлена в современных ему университетах «почти в полном пренебрежении» [20]. Но более всего извращенной, считает Смит, оказалась наиболее важная из всех отраслей − моральная философия. Для Смита, как и для других просветителей, главной являлась та область знания, которая изучала природу человека. Для Смита предмет исследования древней моральной философии − «все то, что ведет к счастью и совершенствованию человека не только как отдельной личности, но и как члена семьи, государства или великого целого − человечества» [21]. Все изменения, которые европейские университеты ввели в древний курс философии, пишет Смит, имели в виду образование духовенства и превращение этого курса в введение к теологии. Таким образом, в большинстве европейских университетов сложился следующий порядок: в первую очередь преподавалась логика, на втором месте была онтология, третье место занимала пневматика (или учение о духе), на четвертом − извращенная система моральной философии; краткая и поверхностная система физики заканчивала курс обучения. Этот курс философии и теперь еще преподается в большей части университетов Европы, утверждает Смит. Он крайне негативно относится к христианским принципам воспитания, которые рассматривали философию «как средство для достижения счастья в будущей жизни, как нечто несовместимое с какой бы то ни было степенью счастья в этой жизни». Человек, по его мнению, должен не ждать небесного блаженства «путем покаяния и умерщвления плоти, смирения и суровой жизни монаха», а стремиться достичь счастья в этой жизни «свободным, великодушным и благородным поведением» [22]. Давая оценку той системе образования, которая сложилась в XVIII веке в европейских университетах, Смит приходит к выводу, что «добавочное количество тонкостей и софистики, казуистики и аскетической морали», безусловно, сделало университеты учебными заведениями, непригодными «ни для воспитания светских людей, ни для развития умственных способностей или улучшения характера» [23]. В этом проявилась ярко выраженная позиция писателя-просветителя, который выступал против системы нравственных ценностей, унаследованных от средневековья и не соответствовавших образу представителя новой элиты, человека светского, активного и деятельного, обладающего достаточными знаниями для того, чтобы заниматься определенным видом деятельности. В засилье религии, как считает писатель, заключается также основная причина того, что успехи, достигнутые в современную ему эпоху в различных областях знания, были сделаны, за некоторым исключением, не в университетах. Большинство из них даже не спешило воспринять эти достижения, а некоторые из учебных обществ предпочитали оставаться в течение долгого времени «святилищем», где находили убежище «отвергнутые системы и устарелые предрассудки» [24]. Главную задачу университетов Смит видит в том, чтобы подготовить молодого человека, к серьезной практической деятельности, «к той работе, которой ему придется заниматься до конца своих дней» [25]. Он крайне негативно относится к вошедшему тогда в моду обычаю посылать молодых людей путешествовать за границу сразу же после окончания школы. Он считает, что, уезжая за границу в 17 или 18 лет и возвращаясь в 21 год, молодой человек обычно приобретает знания в одном или двух языках, на которых он не может как следует ни говорить, ни писать. Во всем остальном он обыкновенно возвращается более тщеславным, более безнравственным и более неспособным к какому-либо занятию. «Только дурная репутация, до которой университеты позволили себе докатиться, могла сделать распространенным столь нелепый обычай, как путешествия в этот ранний период», − пишет ученый [26]. Интересно, что Смит приводит в качестве положительного примера образования, которое дает нужные и полезные знания, домашнее воспитание женщин. По его мнению, все части образования женщин, в отличие от образования мужчин, явно были направлены к какой-нибудь полезной цели: или к развитию естественной привлекательности, или к воспитанию в них скромности, сдержанности, целомудрия и бережливости, к подготовке их к роли хозяйки семьи [27]. Именно таким был тогда общественный идеал женщины. Но в данном случае Смит делает акцент на преимуществах приобретения практических знаний, нужных человеку в его будущей деятельности.

Ученый ратует за развитие естественнонаучных знаний в противоположность классическому образованию, существовавшему в Оксфорде и Кембридже. Следует заметить, что одним из главных отличий шотландских университетов и, в частности университета Глазго, где работал А. Смит, было то, что основной упор в них делался на «полезные знания». Одновременно со Смитом там работали такие выдающиеся ученые, как изобретатель Дж. Уатт, основоположник современной химии Дж. Блэк и др. В Эдинбургском университете преподавали известный социолог А. Фергюсон и экономист Д. Стюарт. В период начавшейся промышленной революции это имело существенное значение. И именно это привлекало в университеты Шотландии студентов с разных концов континента.

Смит имел все основания говорить об упадке университетов в Англии в XVIII веке. Только в самом конце столетия началось движение за внутренние реформы, которое привело к некоторому усовершенствованию университетской системы образования. Его исследование состояния университетов Англии является важным источником изучения этой проблемы. Вместе с тем, представляет интерес и концепция усовершенствования университетского образования, предложенная ученым. Она была основана на принципах «естественной свободы» и отвечала требованиям новой индустриальной эпохи.

Списоклитературы

1. Campbell R. H., Skinner S. S. Adam Smith. L., N. Y., 1982. P.3.

2. Lindgren J. P. The Social Philosophy of Adam Smith. The Hague, 1973. P. 3.

3. Stewart D. An Account of Life and Writings of Adam Smith \ Adam Smith. Essays on Philosophical Subjects. Oxford, 1980. P. 276.

4. Smith A. Lectures on Justice, Police, Revenue and Arms. Delivered in the University of Glasgow by A. Smith, Reported by a student in 1763 and Ed. with an Introduction and Notes by Ed. Cannan. Oxford, 1896.

5. Smith A. Lectures on Rhetoric and Bells Lettres \ The Glasgo Ed. of the Works and Correspondence of Adam Smith. Oxford, 1983. P. 1.

6. Smith A. Correspondence Concerning the First Formation of Languages \ The Early Writings of Adam Smith. L.,1761.

7. Stewart D. Op.cit. P. 276.

8. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations \ The Glasgow Ed. of the Works and Correspondence of Adam Smith. Oxford, 1976. P. 215.

9. Ibid.

10. Ibid. P. 211.

11. Ibid. P. 212.

12. Цит. по: Дж. М. Тревельян. Социальная история Англии. М., 1959. С. 380.

13. Smith A. An Inquiry... P. 540.

14. Ibid. P. 211.

15. Ibid.

16. Ibid. P. 212.

17. Ibid.

18. Ibid.

19. Ibid. P. 244.

20. Ibid. P. 217.

21. Ibid. P. 218.

22. Ibid.

23. Ibid.

24. Ibid. P. 177.

25. Ibid. P. 218.

26. Ibid.

27. Ibid. P. 223