Смекни!
smekni.com

«Рок непризнания» Николая Дубовского (стр. 4 из 4)

Восприятие пейзажа — дело сугубо тонкое и субъективное. Категоричность оценок и надуманность теоретических построений здесь особенно неуместны и пагубны. Это очень хорошо видно на примере Дубовского, ставшего жертвой необоснованных нападок и обвинений, «фигурой умолчания» номер один.

Ещё в 1870-е годы, предугадывая быстрое развитие пейзажного жанра, Д.И.Менделеев говорил: «Век этот когда-нибудь будут характеризовать появлением естествознания и пейзажа в искусстве. Оба черпают из природы, вне человека; старое не умерло, не брошено и не забыто, а новое родилось и усложнило число понятий, упростив и уяснив понимание прежнего. Бесконечное, высшее, разумнейшее, божественное и вдохновляющее нашлось вне человека, в понимании, изучении и изображении природы. Самопознание от это-го возросло. Как естествознанию принадлежит в близком будущем высшее развитие, так и в пейзажной живописи между другими родами искусств. Человек не потерян, как объект изучений и художества, но он является теперь не как владыка, а как единица в числе».

Такой философский взгляд Менделеева на природу, надо полагать, был очень близок и Дубовскому (кстати, Д.И.Менделеев, как и И.П.Павлов, высоко ценили талант художника). Пантеистическое чувство единения с природой и было, пожалуй, для Дубовского той внутренней сердцевиной отношения к пейзажному образу, которое пронизывает всё его творчество. А это несколько иная задача, чем просто «наделить пейзаж собственными переживаниями». Отсюда и такая широта его художественных интересов, такое разнообразие тем и сюжетов. В обострённой восприимчивости мира природы, в передаче многообразия чувств и переживаний, вызываемых им и действующих на душу человека, Дубовской видел идеал художника-пейзажиста. Этим он открывал новые пути в поисках гармонии пейзажного образ, устремлялся своим творчеством в будущее, в день сегодняшний.

Пророческими оказались слова самого художника, сказанные им в 1917 году, за год до смерти: «Возможно, что по изменившимся условиям не будет уже существовать наше Товарищество, оно распылится, но его идея возродится в огромной массе художников, молодых и сильных. И заметьте: нас будут некоторые поносить всячески, с пренебрежением произносить наше имя, но, не замечая того, в новых формах, в новом реализме будут проповедовать то, что составляло честную сущность передвижничества: его жизненную правду и служение народу. Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав? Без этого искусство наше было бы праздной забавой и им не стоило бы заниматься».

«Раскрепощать людское чувство» — значит возвышать в человеке духовное начало, пробуждать в нём способность чувствовать и сопереживать! Разве устарели и сама мысль, и слова художника в наши дни?

Наиболее полно творчество Н.Н.Дубовского представлено в Новочеркасске, в музее истории донского казачества, который в 1946 году, согласно завещанию художника, получил из Русского музея не только его произведения, но и специально собранную живописцем коллекцию работ его товарищей-передвижников. Собрание постоянно пополняется новыми произведениями Дубовского и теперь включает свыше шестидесяти работ Николая Никаноровича. Только здесь посетитель имеет возможность как бы заново открыть для себя творчество этого выдающегося мастера русского пейзажа, насладиться блеском и красотой его живописи.