Смекни!
smekni.com

Карикатура: появление и развитие. Связь с другими видами искусства (стр. 2 из 3)

В. Клемке вряд ли считал себя карикатуристом, хотя с 1949 г. печатался в "Ойленшпигеле". С его именем связана веселая, дерзкая, яркая образность, которая проявляется и в озорной пародии, и в проницательной иронии, и в доброй, умной улыбке. Он иллюстрировал "Школу юмора" Я.Гашека, средневековые новеллы и фаблио, "Господ ташкентцев" М.Салтыкова-Щедрина, "Юмористические наброски из немецкой торговой жизни". Не обошел он своим вниманием Тиля Уленшпигеля и Ходжу Насреддина. На обложке "Торговли священными мизинцами" К.Лихтенберга он изобразил торжественную процессию, несущую огромную сосиску.

Без О.Бердслея-романтика, мистика, карикатуриста трудно представить искусство Англии конца XIX-начала XX в.в. Он смеется, оставаясь серьезным, мечтает, как трубадур, и вместе с тем шутит с цинизмом Ф.Рабле. Иллюстрации к комедии Аристофана "Лисистрата" (1896), "Острословиям" (1894) Р.Шеридана, 6-й сатире Ювенала полны фантастических изысков и юмористических непристойностей. Конечно, "эти эксцентричности" - плод позыва к скандалу, служившему для музы Бердслея настоящим мобилем творчества. Не случайно в своих типах Бердслей окарикатуривал друзей и врагов.

Сатирический рисунок XX века становится рисунком "без подписи", когда художник выступает полноправным соавтором и складывается особый тип книги. В Польше иллюстрацией занимались Х.Томашевский, Э.Липиньский, З.Ленгрен, Ш.Кобылинский. "Шутки" Я.Кохановского и "Декамерон" М.Березовской становятся заметным явлением 1970 годов. Но вершина - иллюстрации к "Похождениям бравого солдата Швейка" Я.Гашека, сделанные А.Чечотом в своем неповторимом стиле, который прославил его как карикатуриста. Его работа сравнима разве что с графической эпопеей Й.Лады.

Связь карикатуры и искусства создавать медали и ордена

Казалось бы, что общего у искусства создавать ордена и медали с карикатурой? А дело в том, что линия - "обратная сторона медали" в каком-то месте культурного пространства пересекается с линией - "подтекст" карикатуры. Медаль и орден - это отличие с положительным знаком, а карикатура - чаще с отрицательным. Но, как говорится, противоположности сходятся, и рождаются сатирические ордена и юмористические медали.

В период Реформации протестанты делали медали с оскорбительными для папы изображениями и с подписью "Папская власть противна Богу". Эти своеобразные карикатуры распространялись в Германии, Франции и Англии. Сторонники папы в отместку выпускали антикальвинские медали, на которых гугеноты, жаждущие пожрать Францию, изображались с волчьей головой. Во Франции же, где карнавальные традиции были широко распространены, в честь высших сановников шутовской иерархии выбивали свинцовые жетоны. На одном из них представлен дурацкий папа в тиаре и с крестом в руке. Его сопровождают шут и двое персонажей в докторских беретах. На обороте - фигура Глупости с погремушкой, перед которой преклонился кардинал.

В свое время медали-карикатуры удостоилась любовница Августа Саксонского графиня Козель, ласки которой оплачивались "народными" деньгами. На одной стороне этой медали изображены два амура, а на другой - любовная сцена петуха и курицы. Эта "награда" отразила одновременно и чувства народа, и волю политических противников Августа.

Традиция выдумывания сатирических наград многие годы сохранялась в "Крокодиле". А начал ее первый редактор К. Еремеев, предложивший награждать орденом "Крокодила" зловредных бюрократов, волокитчиков и чинуш. Позже "героев" стали искать за границей. В 1951 году М. Абрамов сделал проекты орденов для лагеря империалистов: американский орден "Фиговый листок" (учрежден для прикрытия бесстыдной подготовки войны), Фултонский орден "Почетный поджигатель" (для У. Черчилля и его сподвижников), Боннский орден "Березовый крест" (для любителей реванша) и другие. В 1967 году в преддверии Международного года прав человека Ю. Федоровым был предложен эскиз медали ДИГ (душителям и гонителям гражданских свобод), которая предназначалась для конкретных политических деятелей Запада. Одновременно создавались "производственные" награды (за отвагу при производстве брака) и "спортивные" ("Чугунная" и "Косая нога").

За границей же больше тяготели к юмору, а не к сатире. Газета "Польский курьер" ежегодно собирает предложения детей о предполагаемых кавалерах Ордена Улыбки. Среди уже награжденных - писатели, актеры, художники, в том числе С. Образцов. Не дождавшись награды из-за границы любимой актрисе Рине Зеленой, российские дети подарили ей собственный и единственный в своем роде экземпляр "За улыбку".

Брались за изготовление медалей и карикатуристы. Серию медалей с изображением своих великих коллег создал Р. Серль. Среди них В. Буш, Г. Посада, Д. Гильрей.

В 1988 году набор медалей за очковтирательство, за оптимизм в конце месяца и т. п. предложил И. Анчуков. Двумя годами позже А. Васар нарисовал в "Пиккере" серию орденов с политическим подтекстом, а 1997 год памятен эскизами медалей, предложенными И. Сольским: за воровскую законность, за взятие кредита, за освобожденный от зарплаты труд и другие. Особая группа медалей связана непосредственно с выставками карикатуристов, особенно в Прибалтике ("Ура! Культура" В. Буслиса и т. д.). К ним примыкают медали-сувениры, изготовлением которых занимаются "Фальшивомонетные дворы". Одна из "наград" одесского "двора" - медаль "Лауреата международной пушкинской, но бабелевской премии" (она же ненобелевская премия).

Думается, что музей медальерного искусства во Вроцлаве был бы более интересен, имей он отдел сатиро-юмористических наград.

За то, что смех во мне преобладает над разумом средь жизненных баталий, фортуна меня щедро награждает обратной стороной своих медалей.

Текстовые категории лингвовизуального феномена карикатуры

Признание карикатуры специфичной формой креолизованного текста в настоящее время не требует доказательств. Интерес для исследования представляет изучение характерных черт и особенностей данного вида текста, т.е. того, что позволяет назвать карикатуру текстом вообще и выделить ее в самостоятельную группу текстов. В настоящей статье мы остановимся на рассмотрении универсальных текстовых категорий лингвовизуального феномена карикатуры, которые при взаимодействии на глубинном уровне ее структуры обеспечивают текстуальность карикатуры и определяют специфику этого вида текста.

Е.А. Артемова (Артемова, 1999), исследуя политические карикатуры, называет 4 категории, присущие обоим типам карикатур (однокадровым и многокадровым): категорию системности, целостности (или завершенности), модальности и информативности. Причем категории системности и завершенности у нее связаны друг с другом и по сути представляют одну категорию. Кроме того, она называет еще одну категорию - категорию членимости, которой обладает лишь второй многокадровый тип карикатуры.

1. Категория системности. В художественном произведении ничего не существует случайно или само по себе, напротив, каждый элемент включается в общую систему, которая создается и функционирует для выполнения общей единой цели. В качестве примера приведем карикатуру, на которой изображены санитары. Они везут трупы, причем местом действия является поле. Карикатура демонстрирует невозможность изменения (перефразирования) комментария, являющегося строчкой из знаменитого стихотворения Р. Бернса "When a body meets a body comin' through the rye", так как комизм в данном случае заключается в актуализации этой строчки за счет необычного восприятия графического плана. (Достаточно ярко в этой карикатуре прослеживается также и категория модальности - необычное авторское осмысление строки стихотворения).

2. Категория целостности. Категорию системности Е.А. Артемова связывает с категорией целостности или завершенности, для которой характерна модальная и прагматическая направленность, т.к. автор сам решает, на каком этапе работы закончить произведение. По мнению Е.А. Артемовой, специфика категории системности (завершенности) в карикатуре заключается в следующем: 1) тесная интеграция вербального и невербального элементов, которые взяты самостоятельно, отдельно друг от друга, лишаются смысла, т.е. теряют информативность; 2) четкие пространственные рамки; 3) наличие подписи автора. В качестве примера рассмотрим карикатуру, на которой изображена стоянка машин. Все машины засыпаны снегом. Комментарий "Which of them is ours...?" ("Какой же из них наш...?") является репликой женщины, с которой она обращается к мужу. Вне графического контекста этот комментарий приобретает слишком много вариантов трактования, то есть становится в смысле содержания комизма бессмысленным, предоставляя полную свободу фантазии, возможность отнести эту фразу к чему угодно.

3. Категория модальности. Е.А. Артемова называет ее обязательной, поскольку она является результатом субъективного авторского осмысления действительности (в этом мы с ней совершенно согласны, так как карикатура - это индивидуальное видение мира автором). В карикатуре эта категория всегда четко выражена, чему способствует сочетание вербального ряда с визуальными образами, передающее иронию и сарказм автора. Наличие подписи в качестве заявки на авторство также можно рассматривать как проявление модальности. Например, карикатура, на которой изображена лавка "Weepy and Sniffields, Ltd". Она просто набита различными вещами, связанными с именем принцессы Дианы - флаг, декоративные тарелки, чайник, горшочки с изображением Дианы, энциклопедия "Дианика" и т.д. В карикатуре ясно чувствуется критическое отношение автора к наживе торговцев на трагической гибели всеми любимой принцессы. Это выражается "говорящим" названием самой лавки ("Weepy" образовано от "to weep" - "плакать\оплакивать"; "Sniffields" - от "sniff" - "сопение") и вербальной стороной карикатуры, а именно словами владельца лавки, явно довольного таким положением дел - "Yes, a year later the grief and sorrow remain as deeply felt as ever... I'm happy to say". ("Весьма рад сказать, что даже год спустя горе все так же глубоко как и прежде").