Смекни!
smekni.com

Социокультурный портрет провинции глазами будущих культурологов (стр. 3 из 3)

Наверное, одним из самых важных, причем выходящих за рамки собственно учебного процесса по новой специальности «учитель культурологии», результатов нашей совместной со студентами работы можно считать сформировавнность рефлективных интенций у специалистов среднего звена, получающих высшее образование.

Мы не только узнали от них, каковы настроения, чувства, желания, умения, взгляды жителей провинции. Мы узнали, каковы профессиональные интересы и социально-культурные оценки существующих реалий у самих будущих специалистов-культурологов. Логично, что на данном (напомним, учебном) уровне исследования и обобщения прогностических суждений оказалось совсем мало, большинство же суждений носило характер констатирующих, что и требовалось самими условиями контент-анализа.

Выводы студентов-культурологов можно разделить на две группы.

1) Суждения о современном состоянии русской провинции: «Среди респондентов существуют элементы провинциальной неудовлетворенности, осознание того, что некоторая информация ускользает от них» (студентка С.). «Жителей города с населением 40000 человек в культурном плане назвать провинциалами нельзя. Да, географически они лишены тех возможностей получить исчерпывающую информацию, что имеют жители мегаполисов и столиц. Но тяга к получению так нужных им знаний, информации, культурных ценностей - огромна. И возникающие трудности подвигают их на активную деятельность и поиск в этом плане» (студентка К.).

2) Предположения о будущем русской провинции. «Необходимость преодоления объективных трудностей и ограниченных возможностей, вызванных географической удаленностью провинции от столицы, формирует у провинциала специфический характер, вариативность поведения в различных жизненных ситуациях, более высокую приспособляемость к меняющимся условиям жизни, что приводит к успешной самореализации вне зависимости от того, где человек живет, - в столице или в провинции» (студентка М.). «Ярославль мегаполисом не является. Не причислить его и к «глухомани». Он самодостаточен, ему не нужны радикальные изменения. Он, как известно, являлся центром русского купечества, не возводившего барыши в ранг самоцели. Так что можно надеяться на позитивную «память города». У студентов вуза есть оптимизм» (студентС.).

Последний из процитированных мною студентов попытался дать прямой ответ на вопрос о провинциальной скуке и абсурдности существования современного человека в ее «силовом поле»: «Диалектика скуки - половина респондентов скучают, и, тем не менее, все настроены оптимистически. 10% из них - люди с повышенным энтузиазмом, скучают часто, но неравнодушны к миру. Не слишком возвышенные устремления мужской части респондентов соседствуют с консервативными взглядами на мир женской части. Почти все размышляют о Боге. Много проблем (речь идет о студентах вуза): деньги, жилье; работа и еще раз работа; знания и еще раз знания; взрослеют рано, но с удовольствием вспоминают свои игрушки. Каждый борется со скукой по-своему…»

В современном высшем образовании уже произошел осознанный поворот к целенаправленному обучению специалистов с учетом их личных интересов и социально-экономической потребности в кадрах. Опыт социокультурного изучения региона своего проживания будущими специалистами-культурологами позволяет не только видеть продуктивность учебной деятельности нашего университета, но и перспективу появления в регионе специалистов, способных понимать на основе современной научной методологии и осознано решать проблемы жизни собственного региона.

Список литературы

1. Ерасов Б. Социальная культурология. М., 1996.

2. Ионин Л. Социология культуры. 2-е изд. М.,1998.

3. Культурология. ХХ век. Словарь. Спб.,1998.

4. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Спб.,1999.

5. Моль А. Социодинамика культуры. М.,1973.

6. Ядов В. Социологическое исследование. М.,1982.