Смекни!
smekni.com

Романо-британская вилла (стр. 2 из 3)

Эти примеры, свидетельствующие о товарном характере хозяйства виллы, к сожалению, единичны. Уровень товарности британской виллы, система её связей с рынками (местными, городскими, внешними) почти не изучались, да и связь виллы с конкретным городским центром устанавливается пока ещё лишь по совпадению фаз их развития, то есть в одно и то же время наступает расцвет или упадок.

Время возникновения вилл нашло своё отражение в архитектурном облике загородных усадеб.

В I в., кроме роскошных вилл, копирующих римские стандарты жизни, появились и наиболее типичные для Британии этого времени виллы коридорного типа с галереей по фасаду и крыльями по флангам. Подобного рода постройки известны в Парк Стрит, Локлеузе, Боксмуре, Хембледоне и других местах. Они были просты и непритязательны с виду, в них отсутствовали мозаика, бани и другие признаки комфорта и роскоши.

С середины II в. ряд вилл, по всей видимости связанных товарно-денежными отношениями с процветающими в это время городами, переживает подъём. Возрастает площадь застройки, появляются многочисленные подсобные помещения для управляющих и рабов, амбары и хранилища, дома насыщаются атрибутами римской цивилизации. Самый распространённый тип богатой виллы связан с размещением построек вокруг внутреннего двора. Вилла в Норт Лайте имела внутренний двор 200 х 160 фт (для сравнения, площадь форума в Каллеве была 142 х 130 фт.). Вилла в Даренте, описанная Р.Детсикасом, занимала площадь в 1,5 га, состояла из трёх зданий, соединённых открытым двором. Центральное здание имело размеры 37,8 х 18,3 м. В каждой постройке имелись бани, отопительные системы гипокауста. Среди надворных построек исследователь называет две сушилки для зерна, хлев, мастерские сукновалов.28

Виллы вокруг внутреннего двора преобладали в окрестностях Акве Сулиса (Уэллоу, Питней), на территории добуннов (Чедуорк, Вудчестер). Чаще всего они являлись модификацией старых скромных построек I в. Временем их наивысшего развития считается IV век.

В юго-западной Британии, на землях атребатов, добуннов, белгов, думониев, свыше 55% вилл возникло в конце III-начале IV в.в. Они сразу, с момента своего возникновения, отличались роскошью, продуманностью архитектурных решений. Из 240 вилл этого района 100 имели мозаичные полы, на десяти обнаружены фрагменты статуй и рельефов.29

Особую группу вилл составляют базиликального типа постройки, разделённые колоннами или опорами на 3 нефа. Максимальная концентрация их отмечена в восточной Британии. 20% из 120 известных вилл подобного рода были деревянными. Х.Скуллард указывает на то, что часто такая вилла была меньше амбара по размерам и включала одновременно комнаты хозяев и прислуги, но, несмотря на это, о заимствованных у римлян элементах быта свидетельствуют мозаичные полы, застеклённые окна, отштукатуренные стены.30 Р.Коллингвуд замечает, что подобные виллы были кельтского происхождения и принадлежали местным жителям среднего достатка.31

Уровень благосостояния виллы определялся не только плодородием почв, на которых она возникла, размерами земельного владения, но также и правильно выбранной доминирующей отраслью хозяйственной деятельности, определявшей товарность виллы.

В английской специальной литературе долгое время официально принятой считалась точка зрения о том, что вилла редко становилась фабрикой. Ш.Фрер и Дж.Персиваль объясняют этот факт тесными экономическими связями между виллой и городом, ставшими необходимыми при производстве излишков продукции и сформированной потребности в рынке для их реализации.33

В последних публикациях, однако, появилось немало фактов, свидетельствующих о ремесленной, а не аграрной направленности производственной деятельности вилл. По мнению А.Детсикаса, в Кенте богатейшими считались виллы, производящие кирпич и черепицу. 34 Дж.Уилд полагает, что большинство вилл в долине Нене не было связано с сельским хозяйством.35 Можно назвать не менее тридцати вилл, ориентированных на добычу и переработку полезных ископаемых. Большое количество вилл, не связанных с сельским хозяйством, находилось на территориях кантиев и катувелланов. Примечательно, что ремесленные мастерские на виллах возникли в первые же десятилетия после римской оккупации острова и существовали вплоть до V в. Производство керамики II-III вв стимулировалось сокращением экспорта посуды из Галлии и других провинций. Следовательно, ремесленное производство на виллах появилось и развивалось задолго до проявления кризисных явлений в экономике, выразившихся, в частности, в превращении вилл в автаркичные, самодостаточные хозяйства.

Около полутора процентов британских вилл не были связаны с сельскохозяйственными работами. Это количество кажется ничтожно малым, по сравнению с зерновыми и скотоводческими хозяйствами. В ряде случаев зерно производилось на продажу. К крупным товарным земледельческим хозяйствам относились Бигнор (регны), Этуорт (катувелланы), Луллингстон, Хортон, Керби,

Уай, Экклс (кантии).

В советской науке утвердилось мнение о том, что классическая римская вилла – это рабовладельческое хозяйство. В английской специальной литературе это мнение является также довольно распространённым. Дж.Уачер, Дж.Дюрант36 и другие приводят соответствующие факты. Замечу, что главными аргументами при отсутствии письменных источников являются, с одной стороны, результаты исследования погребений вблизи вилл, с другой – особенности архитектуры сооружений, позволяющие предположить наличие специальных помещений, предназначенных для жизни и труда рабов.

Большое количество детских скелетов найдено на вилле Хембледон (Буккингемшир), рядом с виллой в Брадинге (о-в Уайт) обнаружено 100 детских скелетов; 37 захоронений на вилле Марлоу, по мнению А.Бригг, позволяют предположить использование рабского труда в каком-то ремесле, возможно, текстильном.37 Я.Ричмонд считает, что на тех виллах, где использовался рабский труд, имелся дом типа хлева (например, Кланлифф, Кастфилд в Гемпшире, Дентон в Линкольншире)38. Упоминания о рабах в связи с анализом архитектуры вилл содержится в работе Г.Дюранта.39 Ч.Томас называет виллу Питней40, а А.Детсикас – Экклс и виллу в деревне Чек, где обнаружены большие помещения для размещения рабов.41

Несколько больше фактов служат подтверждением иной формы зависимости, а именно колоната и клиентелы. В данном случае мнение исследователей определяется, как правило, фактом близкого расположения к вилле деревень и так называемых “кельтских полей”, что позволяет выявить поземельную зависимость арендаторов от собственника земель и отношения редистрибуции (ренты-налога).

Квадраты или лентовидные полосы “кельтских полей” размером от 0,72 до 3,7 га, находящиеся на близком расстоянии от вилл, обнаруженные с помощью аэрофотосъёмки, известны у виллы Бигнор (Сассекс), Кингвестон (Глостершир), Чисенбури Уорен (Уилтшир), Мериден (Дорчестер), Дитчли (Оксфордшир), Кромвел (Ноттингемшир), Брадинг (о-в Уайт), Вест Даун (Уилтшир).42

Я.Ричмонд добавляет к этому списку Селисбери Плейн, Лонг Минд, Аппе Урфидейл43, районы Сассекса, долины Северна и Темзы, -Д.Уидл44.

Храмы на землях вилл обнаружены на территории вилл Страунд (Гемпшир) и Зистлетон (Рутленд).45 Этот факт также используется для подтверждения колонатных отношений в Британии.

Анализируя эти данные, можно сделать следующие выводы. Использование рабского труда могло иметь место на виллах, так как сам факт их возникновения был сопряжён с расслоением общины, узурпацией земель знатью, с одной стороны, и обеднением общинников, с другой. Усиливавшаяся поляризация бедности и богатства в романо-британских городах также могла способствовать пополнению рабского рынка. Однако это лишь предположения, возникающие по аналогии с процессами, происходившими в континентальной Европе, гораздо лучше документированными. В то же время нельзя не учитывать, что переход Британии к рабовладельческому укладу осуществлялся в то время, когда рабство в Италии начало уступать место иным формам зависимости, поэтому оно не могло развиваться в Британии в своей классической форме. По всей видимости, колонат и клиентела больше прижились на почве Британии, чем рабство. Это может свидетельствовать о значительном сохранении неантичных структур, в частности, общины, что подтверждается, главным образом, религиозными представлениями и верованиями бриттов. Нерабские формы зависимости получили распространение в районах Мидленда, хотя единичные сообщения из северных районов провинции также имеются.

Административное деление современной Англии

IV век был для британских вилл “золотым”. Возросло их количество, расширились земельные угодья, усилились комфортность и роскошь. Ш.Фрер объясняет этот процесс возросшим богатством городских землевладельцев – куриалов, которые вкладывали свои средства в процветание вилл.46 А.Ривет, напротив, связывает расцвет вилл с оттоком куриалов из города в сельскую местность в связи с началом кризисных явлений в экономике провинции47. Его мнение часто оспаривается, так как до конца IV в. чёткие проявления кризиса в провинции не фиксируются. Здесь продолжалось строительство общественных сооружений, реставрация обветшалых зданий, активная торговая деятельность связывала Британию с римскими провинциями, распространение восточных культов и христианства можно, отчасти, связывать с культурными контактами, “маленькие города” – провинциальная модель урбанизма – переживали настоящий расцвет.

Рост количества вилл может быть объяснён другими причинами. Среди них главной является разложение общины. Самым ярким примером может служить процесс возникновения вилл на землях западных белгов и дуротригов, хоть и начавшийся позже, чем в юго-восточном районе, но принявший невиданные прежде в провинции масштабы. Рост численности землевладельцев можно также связывать с возрастающим количеством населения Британии за счёт поселения германских федератов для защиты острова от варваров.