Смекни!
smekni.com

Крепостное и гражданское зодчество русского севера (стр. 2 из 2)

Эпоха екатерининского и Александровского классицизма оставила немалый след и в деревне, отразившись в северной избе, главным образом, на характере верхних светелок или теремков. Появились колонки, полукружия, подражающие модным архивольтам, и точеные перильца. Таких изб особенно много в Вологодской губернии. Некоторые из них очень забавно расписаны узорными цветами.

Чрезвычайно любопытные светелки попадаются в Черевкове Сольвычегодского уезда. Весь верхний балкончик их украшен резьбой, очень напоминающей кустарные изделия из кости XVIII века, изготовлявшиеся в большом числе как раз на Севере. Также сидят за самоваром мужик и баба и, чаще, барин с барыней и пьют чай, также животные вплетены в растительные узоры, без конца вьющиеся от одного конца балкона до другого, и также чувствуются отдаленные отголоски рококо и раннего классицизма в мудреных завитках, гирляндочках и бахромке. Их кустарность, наивная мечта о пышности и богатстве простого человека придает известную прелесть и ограждает от влияния в них откровенно пошлых мотивов стиля дач, расплодившихся под Петербургом после ропетовских упражнений "в русском стиле". Но не нужна уже больше деревне древняя заветная простота, и сельчане стыдятся иметь не только деревянные "деревенские" храмы, но былые простенькие избы, стараясь заменить их "городскими" сомнительной архитектуры, но "побогаче". И видится, недалек уже момент, когда великая сокровищница народного творчества – русский Север окончательно опустеет. Как-то боязно и жутко лишиться этой силы.

Примечания:

1. Собственно, Данилов монастырь или Выговскую [Выгорецкую] пустынь. Когда-то здесь был цветущий городок, насчитывавший в начале XIX века свыше тысячи поселенцев, но в 1850 году было издано высочайшее повеление об уничтожении сборных старообрядческих пунктов, и в 1855 году все жители Данилова скита были выселены, свыше 50 часовен и моленных уничтожено, закрыто или превращено в православные церкви.

2. В 1932 году с целью лучшего сохранения надвратной башни Николо-Карельского монастыря она была в разобранном виде перевезена на территорию музея в селе Коломенском под Москвой и в 1933 1935 годах восстановлена под руководством архитектора П.Д.Барановского (и по его обмерам) в своем первоначальном виде.

3. Ее зарисовал в одну из своих поездок А.М.Васнецов, поместивший рисунок в "живописном обозрении" за 1889 год. Башня эта уцелела от сложной крепостной ограды города.

4. Из восьми башен Илимского острога до нашего времени сохранились две башни, построенные в 1658 году. Об одной из них – Спасской – можно судить по фотографиям, опубликованным в 1915 году (И.И.Серебрянников. Памятники старинного зодчества в Иркутской губернии. Иркутск. 1915; М.К.Одинцова. Из истории русского деревянного зодчества в Восточной Сибири. Иркутск. 1958).