Смекни!
smekni.com

На изгибе истории (стр. 2 из 2)

Основная тенденция это упрочение складывающихся всеохватывающих глобальных связей и отношений. Не надо проявлять наивности. Человечество в ближайшем, или в отдаленном будущем вряд ли превратится в однородную массу с неким «мировым правительством» во главе. Это неприемлемо. Ни один этнос, ни одна культура, ни одно государство не склонны отказаться от своей истории, традиции, суверенности, самобытности. Многоликость, различие, пестрота — залог цветения рода людей. Всеобщая тотальная унификация была бы гибельной. Однако, несмотря на уникальные черты, присущие и каждой личности, и любому сообществу, а скорее всего, благодаря им, доминантной установкой должна стать линия на сплочение. Для того, чтобы люди Земли достойно вошли в грядущий век и наступающее тысячелетие, необходимо объединяющее Знамя, приемлемая для всех идей. Именно она могла бы собрать всех, несмотря на сохраняющиеся и неустранимые различия, сложившиеся в длительной истории.

Разные цветы могут быть в одном букете, неповторимые блики могут дать одну картину. Без многообразия не может быть и подлинного единства.

6. Какая же идея могла бы быть призывной и манящей для всех и каждого? Что может побудить к желаемому глобальному синтезу? К сожалению, такого рода идея рельефно и впечатляюще еще не сформулирована, теоретики и практики, духовные пастыри и предприниматели, прогнозисты и фантасты еще не пришли к согласию, как ее очертить. Разные есть предложения. Одни говорят о глобальном гуманизме, другие — о ноосферном миропонимании. Выдвигаются гипотезы «устойчивого общества» или цивилизма» (общество с гражданской собственностью). Развиваются идеи «открытого общества» и «нового социализма». Толкуют о наступлении постиндустриализма, информационной цивилизации.

Сторонники традиционализма призывают вспомнить исконные принципы сакрального мировосприятия. Фанатичные фундаментали-сты разных конфессий полагают, что объединение мира возможно на основе только и только их воззрений. Единству людей противостоят сепаратисты всех мастей. Но несмотря на все это, вопреки любым противодействиям, с остановками и отступлениями, сложно и коллизионно, идет процесс складывания единства многоликого человечества.

Наверное, это то главное, что позволит преодолеть нынешний «раздрай», умерить раздоры, смягчить экономические, политические и идейные конфронтации. Подобного рода поиск набирает силу. Ему активно противодействуют. Но в нем истоки надежды.

На этой, и только на этой основе станет возможным оптимально решить глобальные проблемы. Их уже накопилось немало. От экологической угрозы до продовольственного кризиса, от истощения ресурсов до разрушения телесных основ человеческой жизни.

Новый, свежий, привлекательный облик мира XXI столетия еще только возникает, его очертания пока расплывчаты н трудноуловимы. Он мог бы вобрать в себя многое, что накоплено в гуманистике и естествознании, в мировых религиях и взлетах вольнодумцев, в западной цивилизации, и на том Востоке, о котором приговаривают, что он-де дело тонкое. И, конечно, наша страна с ее противоречивым и выразительным историческим опытом могла бы внести свой достойный вклад в эти свершения. Все, что создано в истекших веках, и в наши дни может быть просеяно, оценено, отобрано для того, чтобы вылепить, высечь, отстроить, отшлифовать такой идеал мировой жизни.

Надеюсь, что поколение, начинающее свой исторический бег после 1 января 2000 года, постарается отточить стратегию рода людей, определить притягательные цели, сформулировать конкретные задачи мирового сообщества.

7. Я не обращаюсь здесь к положению и судьбе нашей Родины — России. Это особая тема, и се нельзя затрагивать вскользь. Однако, все, что касается человечества, в еще более жестком и грозном варианте имеет отношение и к нам. Мир на перепутье. На перепутье и наша страна. Ряд авторов предполагает, что в условиях смены фаз мирового мегацикла у нашей страны возникает шанс выйти на пуп, не постиндустриального, а качестве иного постэкономического общества. Боюсь только, чтобы не оказался прав едкий стихотворец Игорь Губерман, написавший: «Россия ко всему, что в ней содеется // И в будущем беспечно отнесется // Как дева, забеременев, надеется, // Что все само собою рассосется», будем полагать, что его язвительно-сатирические стрелы не попадут в цель.

Идея прогресса сейчас подвергается критике и сомнению. Утверждают, что идеалы, восходящие к эпохе Возрождения, выявили свою утопичность и иллюзорность. Отмахнуться от этих суждений нельзя. Но и безоговорочно соглашаться с ними было бы опрометчиво. Разумеется, в истории нет однолинейного восхождения к какой-то сверхцели, обретению всеобщего блаженства, решению всех загадок Бытия. Откаты, зигзаги, падения, катастрофы, кризисы — это то, что проходит через весь исторический путь. Всегда опасны те точки развития событий, которые по синергетической терминологии называют бифуркациями. Здесь нет контроля разума. События могут выхлестнуться в непредвиденном направлении. Построение логичных сценариев деятельности в этом случае затруднительно.

Меняются обстоятельства, меняются и люди, их менталитет, система ценностей, глубина понимания происходящего.

Каков будет мир XXI века, мы еще определенно не знаем. Постмодернистский, виртуальный, век новых альтернатив, воображаемых и еще не известных ценностей. Думается, что грядет время нового рационализма, крутого планетарного поворота. По-разному величают начинающийся век, но он обретет те черты, которые придадут ему люди. Хотелось бы, чтобы будущее стало тем, в котором хочется жить. М можно будет радоваться этой жизни.