Смекни!
smekni.com

Типология костюма (стр. 2 из 4)

брови — это обрамление глаз, некий яркий акцент на лице, обычно связывается с волей, жизненными целями.

рот — символ общения, исток речи, а значит мыслей и эмоций. Также губы — сильнейший символ чувственности. Макияж губ — говорит об отношении к любви.

маникюр — руки — символ деятельности человека, они как ничто иное выдают возраст и профессию. В 1925 году в Европе появился нитроцеллюлозный лак для ногтей, тогда же изобрели и лакосниматель на основе смеси ацетона, эфира и жироподобных веществ.

педикюр — символ особой ухоженности. В современном мире существует стойкий стереотип, что педикюр — для людей либо праздных, либо сильно стремящихся к совершенной внешности.

Все зоны должны быть выдержаны в едином стиле, что позволяет законченному макияжу выполнять многообразие своих функций в сочетании с другими элементами костюма, создавая гармоничный образ.

Раскрашивание тела было первым костюмом человека. Из глубины веков до нас дошли такие ее проявления как татуировки и макияж.

Когда появилось электрическое освещение, макияж вступил в новую стадию.

Раскраска лица имеет в современном мире две разновидности: грим и макияж. Основное их различие в расстоянии и во времени. Грим предназначен для сцены, съемочной площадки, а макияж — для реальной жизни. Поэтому к макияжу предъявляются жесткие требования — стойкость и натуральность. Искусственные краски должны буквально впитываться в кожу, компенсируя природные цветовые недостатки.

У первых людей уже существовало искусство раскрашивания лица и тела и татуирование. Корень «тату» попал в европейские языки из поленизийского, там он означал «рана, знак». Разрисовка имела магическое значение (боевая раскраска, дифференциация, защита от злых сил и т.д.). Окраска имела также и практическое значение, т. е. медицинское, некоторые краски отпугивали насекомых, другие лечили заболевания кожи и глаз. Татуировка делится также на временную и вечную.

Парфюм

С давних времен люди начали придавать своему телу посторонние запахи. История запахов — очень стара и загадочна. В ее основе лежит древнейшее знание о том, что существа иных миров питаются запахами. Светлые духи притягиваются чистыми запахами, адские — отвратительными миазмами.

Существует четыре основные вида парфюмерных жидкостей:

Вечерние духи — наиболее богатые по композиции, самые сильные и стойкие

Дневные — не столь концентрированные, но обладающие утонченным сложным букетом.

Туалетная вода — жидкость с ярко выраженным запахом, как правило, легким, свежим: цветочным, фруктовым или морским.

Одеколон, парфюмерная вода — с легкой отдушкой, освежает кожу.

По своему качеству всю парфюмерию можно разделить на естественные и искусственные (или фантазийные) запахи. Здесь не имеется в виду технологический процесс (люди давно научились синтезировать аналоги естественных ароматов). На ранних стадиях развития человечества все запахи — концентраты природных веществ, в основном растительного происхождения. Но вскоре люди научились смешивать несколько запахов, здесь имелись определенные правила: ароматы должны гармонично сочетаться, обогащая друг друга. Смешение запахов — это как смешение музыкальных звуков из одних и тех же составляющих может возникнуть полная дисгармония или волшебная мелодия.

Натуральные ароматы — цветочные, фруктовые, лесные, это, как правило, чистые запахи, в которых четко угадывается главный компонент (роза, лимон, хвоя и т.д.), им присущи следующие характеристики — легкость, свежесть. Выражают — юность (свежесть, наивность), беззаботность, романтизм, мечтательность, предназначены для утра, дня, отдыха, лета.

Фантазийные ароматы — сложные букеты, имеющие основные и второстепенные нотки, угадать составляющие практически невозможно, им присущи характеристики — насыщенность, сила, тяжесть. Выражают — загадочность, уверенность в себе, предназначены для вечера, торжественных событий, зрелого возраста.

Все многообразие ароматов принято разделить по общему эмоциональному воздействию на цветочные, сладкие, свежие, пряные, восточные, горькие.

2. Демографическая

Пол

Тут очевидно разделение на мужские и женские элементы костюма, цвета, фактуры, материалы.

Мужские — сдержанные оттенки, как правило, темные, с преобладанием черного, часто встречаются строгие контрасты, фактуры жесткие, ткани плотные, тяжелые, непрозрачные, рисунки и фактуры геометрические, технические.

Женские — пастельные оттенки, вся розовая палитра, легкие, мягкие фактуры, легко драпирующиеся, прозрачные, с блестками, вышивками, гипюр, цветочные, растительные мотивы, горошек и мягкие линии в фактуре и рисунках, жемчуг и перламутр — материал для аксессуаров и украшений.

Костюм может различаться по половому признаку либо незначительными деталями (например: сторона застежки), либо вообще всей формой. Так, в XVII веке мужчины широко использовали шикарные кружева, сейчас же это прерогатива дам, один из символов женственности. Признаки женственности и мужественности, разумеется, менялись у разных народов и в разные эпохи, но присутствовали всегда. Исключением, пожалуй, является конец XX века, с его идеей унисекса.

Возраст

С давних пор существовали различия между детским и взрослым костюмами. Внутри этих групп имеются градации: маленькие дети, подростки, молодежь, люди зрелого возраста, пожилые, старики. В костюме устанавливаются особые детали для старшего поколения и особые для младшего. Вот некоторые примеры: бантик или слюнявчик всегда для нас являются символами детскости, повязанный на голове женщины платок обычно ассоциируется со старостью, костюм с явными признаками эротизма могут носить только молодые люди. Подобные стереотипные символы прочно закрепляются в культуре.

Как и в случае в половой принадлежностью принято разделение на детские и взрослые рисунки, цвета, фактуры и материалы.

Понятие детского костюма как самостоятельной группы возникло только во второй половине XVIII века в Англии. До этого времени детская одежда была лишь уменьшенной копией взрослой. Это разделение объясняется во многом резким усложнением костюма, что делало его слишком не удобным для детей.

Основные средовые плоскости

1. Историческая (временная) — эпохи, века, периоды, годы…

Данная классификация, применяемая к костюму, является самой распространенной в исторической науке. При этом подходе история вещей и явлений изучается с точки зрения принадлежности их к тому или иному времени. Наиболее общепризнанные крупные градации: первобытность, античность, средние века, возрождение, XVII, XVIII, XIX, XX века. Развитие костюма в этом случае рассматривается как линейный процесс, в центре внимания — признаки, отличающие одну эпоху от другой. Внимание исследователя концентрируется на стилистических особенностях костюма общих для всех архитектонических искусств каждого периода.

Внутри каждой эпохи принято выделять более мелкие периоды, названия их общеизвестны.

2. Природная

Пространственно-географическая

Здесь наиболее яркое деление происходит на два полюса — восток-запад. Разумеется, что различия выходят далеко за грань географии. Проблеме «Восток-Запад» посвящено множество работ, и все проблемы, обсуждаемые в них, имеют то или иное отражение в костюме.

Дальше деление происходит простой схеме: континенты, страны, регионы, города, селения, городские кварталы.

Климатическая

В силу того, что одной из первых функций костюма была защита тела от природных воздействий костюм, прежде всего, стал различаться по приспособленности к различным климатическим и природным условиям.

Деление происходит в следующих плоскостях:

Южные и северные районы.

Горные, лесные и степные зоны.

Времена года (наиболее распространены два сезона осень/зима и весна/лето)

Время суток (день/ночь)

Атмосферные явления (дождь, снег, ветер, солнце)

Разумеется, что плоскости в реальности пересекаются, образуя большой спектр природных условий, требующих специального костюма. Зимняя ночь в южном лесу и летний день в северных горах, северное и южное солнце, дождь и ветер в степи и в лесу и т.д. во многом обуславливают многообразие костюмов народов, населяющих нашу планету.

С развитием деятельности человека и промышленности постоянно появляются новые костюмы, специально приспособленные для пребывания в экстремальных природных условиях, что позволяет

людям пробираться в самые труднодоступные уголки Земли и неизведанные среды. Человечество разработало экипировку для покорения горных вершин, морских глубин, непролазных тропических лесов, пустынь и полюсов.

В данной классификации следует обратить внимание на еще один интересный и важный момент, связанный с влиянием человеческой деятельности на природные явления. При создании и использовании костюма необходимо учитывать определенную степень изменения климатических условий в городской среде. (Снегопад в городе и в сельской местности требует от нас различной одежды).

Физическая

Данная классификация несколько связана с предыдущей, поскольку климат и физическая среда взаимосвязаны (подводная среда южного и северного морей сильно отличаются). Мы можем выделить несколько физических сред в которых приходится бывать человеку, и следовательно, иметь соответствующий костюм, обеспечивающий полную безопасность:

наземная, (равнины, горы)

водная, (озера, реки, моря, океаны, искусственные водоемы)

воздушная, (различная высота)

космическая,

подземная, (различная глубина и характер пород)

подводная, (тип водоема, глубина)

огненная,

отравленная (характер отравляющего вещества)

В каждой среде имеет значение климат.

3. Этнографическая — этносы, народы, племена (обряды, обычаи)