Смекни!
smekni.com

Искусство Древнего Египта. Древнее царство (стр. 2 из 3)

Что касается архитектурного типа пирамиды, то в дальнейшем ее форма совершенствовалась; стены пирамиды выравнивались, приобретая геометрическую ясность и чистоту. Во времена IV династии фараонами Хеопсом (египет. — Хуфу), Хефреном (Хафром) и Микерином (Менкаурой) были возведены крупнейшие пирамиды Древнего Египта. Пирамиды были построены в Гизе, на западном берегу Нила. Основание пирамид имеет форму квадрата, а грани образуют равнобедренные треугольники. Когда-то пирамиды были облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично облицовка сохранилась на вершине пирамиды Хефрена).

Самая грандиозная пирамида из трех — пирамида Хеопса; древние греки считали ее первым из семи чудес света. Пирамида построена в XXVII в. до н.э. племянником фараона Хемиуном. Сторона основания пирамиды равняется 230 м, высота — 147 м. Сложена она из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн, которые удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды неприметный вход ведет в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии.

Геродот (История, II, 124) рассказывает, что сооружение Большой пирамиды длилось 30 лет, из которых 10 лет заняло строительство дороги для подъема каменных блоков, остальные 20 лет велось строительство самой пирамиды. На стройке постоянно находились 100 тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца.

Пирамида фараона являлась главным элементом целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона на ладьях переправлялась на западный берег Нила. Здесь, в нижнем заупокойном храме, происходила первая часть погребальной церемонии. От нижнего храма по крытому коридору участники церемонии проходили в верхний храм, где продолжались погребальные церемонии, главной из которых была церемония «открытия рта», посредством которой ка усопшего воссоединялось с его телом (мумией). Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона по потустороннему миру. Из храмовых сооружений Гизы сохранился лишь нижний заупокойный храм фараона Хефрена. Храм представляет собой прямоугольный зал с двумя рядами четырехгранных колонн из розового мрамора, на которые опиралась плоская кровля с узкими прорезями для освещения. Стены зала с внутренней стороны украшали 23 статуи фараона.

К концу Древнего царства композиция заупокойных храмов усложняется. К ним добавляется двор, обнесённый стеной и окруженный внутри рядом монументальных колонн с капителями, воспроизводящими различные растения Египта — пальму, папирус, лотос. В эпоху Древнего царства возник и иной тип храма, обычно посвящавшийся главному божеству Египта — богу солнца Ра. Такой храм, прямоугольный в плане, имел, как правило, открытый двор со святилищами по сторонам и с обелиском, вершина которого была обита золотом.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, отражает господствовавшие в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, так же как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона располагались мастабы царских приближенных, влиятельных сановников и высших должностных лиц, для которых возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, величайшей честью, ибо таким образом и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти.

Частью архитектурного ансамбля в Гизе является статуя Большого сфинкса — гигантского льва с человеческим лицом. Эта символическая статуя фараона Хефрена построена вблизи его пирамиды. Длина статуи достигает 57 м, высота — 20 м. В основной своей части статуя высечена в известняковой скале, поэтому туловище сфинкса оказывается естественным образом включенным в ландшафт пустыни. Лицо сфинкса украшено клафтом — царским головным платком — и церемониальной бородой (Большой сфинкс). Гигантская статуя смотрит строго на восток, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли фараона Хефрена. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Он выступает также покровителем Земли — выполняет роль стражника, отгоняющего злых духов от усыпальниц египетских царей. Большого сфинкса неоднократно засыпали пески, и его приходилось откапывать. В начале XIX в., во время наполеоновских войн, лицо сфинкса было обезображено французскими солдатами. Именно тогда сфинкс лишился своего носа, величина которого достигала роста среднего человека. Арабы называли сфинкса «Отцом Ужаса».

Скульптура в храмах и погребениях

В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Обилие статуй в гробницах и храмах диктовалось нуждами погребального ритуала: статуи, изображавшие усопших, служили вместилищем их душ, их наличие в гробницах было непременным условием, обеспечивающим покойнику вечную жизнь. Статуи ставились также в заупокойных храмах и других погребальных помещениях, с тем чтобы душа умершего, войдя в ту или иную статую, могла наблюдать за разного рода церемониями, а также «участвовать» в тех обрядах, которые требовали ее «присутствия».

С момента возникновения скульптуры установились принципы, определявшие приемы изображения. Эти принципы считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо изменений. Все египетские скульптуры, независимо от их размера, отвечали одним и тем же изобразительным законам, главные из которых сводились к следующему. Первое: всякая скульптура создается для того, чтобы быть созерцаемой исключительно с фронтальной стороны. Второе: основные объемы скульптуры должны распределяться симметрично относительно вертикальной оси.

Египетские скульпторы начинали свою работу с того, что из каменных глыб изготавливали призмы правильной формы. На лицевой стороне призмы намечалась сетка, которая служила разметкой при изготовлениии фигуры. Эта сетка чертилась с двух сторон блока — в фас и в профиль. Исходя из этих двух чертежей и высекалась скульптура.

Для изображения лиц, имеющих божественный сан, использовались строго определенные приемы. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Фараон мог быть изображен сидящим или стоящим. В сидящей модели части туловища соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, либо скрещены на груди; причем, зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями; нередко между ними остается каменный материал. Симметрия объемных масс является совершенной. Примером сидящей модели фараона является статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе.

В стоящей модели туловище фараона полностью выпрямлено, его объем равномерно распределяется по обе стороны вертикальной оси симметрии. Как правило, руки фараона вытянуты вдоль тела, кулаки сжаты, левая нога выставлена вперед, как будто фараон делает шаг. Примером стоящей модели фараона может служить статуя фараона Микерина, богини Хатхор и богини — покровительницы нома из заупокойного храма в Гизе. Как правило, фараоны изображались с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку и с головой, покрытой двумя коронами — белой, в форме кегли (символ Верхнего Египта), и цилиндрической красной, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). Атрибутами фараона были также : жезл и плеть — символы власти; клафт — полосатый платок со спускающимися на плечи концами; немес — головная повязка. На повязке в середине лба укреплялся урей — изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема.

При наличиии определенного портретного сходства изображения фараонов идеализированы: в изваяниях фараоны всегда предстают молодыми, с крепкими, идеально сложенными телами.

Лица, не обладавшие божественным саном, такие как чиновники, представители низших сословий, семейные группы — ваялись с большим реализмом. Это проявляется в более свободных позах и жестах, зачастую определяемых родом занятия человека или жизненными обстоятельствами; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения.

В одной из гробниц Саккары была найдена статуя писца Каи. Скульптура изображает писца, сидящего со скрещенными ногами и держащего на коленях развернутый свиток папируса. Это изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. При внешне сдержанной позе лицо писца выражает глубокую сосредоточенность, пристальный взгляд обнаруживает внутреннюю напряженность.

Одним из прекраснейших образцов деревянной скульптуры является статуя вельможи Каапера из мастабы Каапера в Саккаре. Скульптура изображает дородного и степенного пожилого египтянина, держащего в руке посох из египетской смоквы. Статуя настолько поразила нашедших ее рабочих удивительным сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название — «Сельский староста».