Смекни!
smekni.com

Литературное наследие (стр. 2 из 3)

XV век – век окончательного освобождения от ига, век расцвета литературы, преимущественно житийной. Распространение монастырей, начавшееся в эпоху Преподобного Сергия Радонежского, явило огромное количество подвижников, сравнявшихся своими подвигами с великими преподобными древности. Практически каждому из основанных в это время монастырей соотвествует интереснейший житийный материал – жития преподобных Сергия и Никона Радонежских, Саввы Сторожевского, Кирилла Белозерского, Корнилия Комельского, Сергия Нуромского, Павла Обнорского, Стефана Махрищского и множества других подвижников составили летопись Северной Фиваиды. Новое южнославянское влияние, постепенное осознание независимости от Орды, прилив на Русь огромного количества новых переводов святоотеческой и подвижнической литературы – все это привело к необычайному общекультурному и литературному подъему. Послание на Угру Ростовского епископа Вассиана (1480) знаменует окончательную духовную победу над Ордой, вылившуюся и в победу военную — противостояние на Угре закончилось тем, что ордынцы ушли, так и не посмев вступить в битву с русскими. К XV в. относится и прославление новых икон Божией Матери - Тихвинской, Черской, Колочской. Сказания о местночтимых иконах Божией Матери также составляют необходимый литературный материал для организаторов паломничества.

В XV – начале XVI в. складываются крупнейшие книжные центры Древней Руси: библиотеки Троице-Сергиевой лавры, монастырей Кириллова-Белозерского, Соловецкого, Иосифо-Волоцкого, Антониева-Сийского, Чудова. В программу посещения этих монастырей необходимо включить рассказ об этих знаменитых библиотеках.

В конце XV века на Руси появляется полный свод библейских текстов, составленный при кафедре новгородского архиепископа Геннадия — так называемая Геннадиевская Библия. Этот факт необходимо учитывать при посещении Новгорода.

XVI в. – столетие важнейших обобщающих предприятий. Создается Русский Хронограф – историческое произведение, обобщающее огромный объем летописного материала. В этой работе значительную роль сыграл Московский митрополит Даниил – постриженник Иосифо-Волоцкого монастыря. Характерно, что наиболее ранние списки и подготовительные материалы к Хронографу были созданы в Иосифо-Волоцком монастыре. Другое важное обобщающее произведение - Волоколамский патерик, созданный по образцу как древних патериков восточной церкви, так и русского Киево-Печерского патерика. Также с именем Даниила Московского связано и еще одно историческое произведение – Никоновская летопись.

Особый интерес представляет и судьба Максима Грека – европейски образованного афонского монаха, ставшего одним из самый ярких русских церковных писателей. Места, связанные с его биографией – Москва, Иосифо-Волоцкий монастырь, Тверской Отроч монастырь и Троице-Сергиева Лавра могут составить целый агиобиографический паломнический маршрут.

И, наконец, при Московской митрополичьей кафедре под руководством Митрополита Макария создается гигантский свод житийных и поучительных текстов – Великие Минеи Четьи, книга предназначенная для ежедневного благочестивого чтения. С именем Митрополита Макария связан и расцвет лицевого (иллюстрированного) книгописания. Большое количество лицевых рукописей находится в московских древлехранилищах: Рукописных отделах Российской Государственной библиотеки и Государственного исторического музея, а также в Российском архиве древних актов, где они доступны для экскурсионного показа.

Центральной фигурой в духовной литературе начала XVII столетия, Смутного времени, является Патриарх Гермоген. Как писатель, почтивший святыни своей Казанской епархии, он проявил себя и прославился еще в конце XVI в. В XVII в. с его именем связано в первую очередь героическое противостояние польско-литовскому нашествию. Теме этого противостояния посвящен целый ряд произведений историко-публицистического характера: "Новая повесть о преславном Российском царстве", "Плач о пленении и конечном разорении Московского государства", "Повесть о преставлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского", "Сказание" келаря Троице-Сергиевой Лавры Авраамия Палицына, "Летописная книга" Катырева-Ростовского. Упоминание всех этих произведений весьма уместно как при показе памятных мест Москвы, связанных со смутным временем, так и при паломничествах в Костромской Ипатьевский монастырь, связанный с установлением династии Романовых.

"Житие Петра и Февронии Муромских", "Повесть о Юлиании Лазаревской" – новый этап в развитии житийной литературы. Житие приобретает черты бытовой повести. Интересно, что начало развития этого жанра связано именно с муромской землей.

В XVII в. начинается заметное обмирщение русской литературы, появляется вымышленный герой – явление немыслимое в литературе Древней Руси. Создается почва для проникновения в русскую литературу влияний, мотивов и художественных методов литературы западной. Это и случается в XVIII в., после петровских реформ. Однако классицизм и литература эпохи Просвещения, основанные в основном на протестантской идеологии, не нашли широкого развития на русской почве.

Нельзя не отметить как трагический итог эпохи возникновение четкой границы между литературой светской и духовной. Труды церковных авторов XVIII – XIX вв. — святителей Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова и др. практически не входят в круг чтения образованной публики того времени, несмотря на то, что помимо глубоко духовного содержания они обладали и бесспорными художественными достоинствами. Судьба каждого из этих замечательных писателей может быть раскрыта в агиобиографическом паломническом маршруте.

После недолгого и не слишком плодотворного увлечения западными влияниями, освоив за сто лет европейскую стилистику и художественные приемы, подчас заразившись и разрушительными для духовного здоровья идеями религиозного индифферентизма и даже атеизма, русская литература возвращается к своим традиционным нравственным ценностям, хотя и абсолютно в новой форме. Именно эта духовная преемственность между древней и новой русской литературой позволяет использовать последнюю если не для паломнических, то для духовно-просветительных маршрутов.

Для характеристики русской литературы нового и новейшего времени интересен взгляд "со стороны". Вот что пишет о русской литературе, сравнивая ее с западной, Стефан Цвейг: "Раскройте любую из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой детей, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. И, если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах – чего хотят там люди? – Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один". Аналогичную точку зрения высказывает и турецкий переводчик и критик Э. Гюней: "Идеалом героев, созданных Диккенсом, является хороший дом, счастливая семейная жизнь. Герои Бальзака стремятся приобрести великолепные замки, накопить миллионы. Однако ни герои Тургенева, ни герои Достоевского, ни герои Толстого не ищут ничего подобного… Русские писатели требуют очень многого от людей. Они не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм" (Цит. по: М.М.Дунаев. Православие и русская литература).

Именно вследствие особенного восприятия мира в русской литературе, даже среди писателей, отдавших дань веянию времени – классицизму или романтизму, мы видим примеры высокой духовности. Удивительное соединение естественнонаучного и духовного познания мира представляют собой оды М.В.Ломоносова и особенно его стихотворное переложение части книги Иова. Замечательные опыты поэтического богопознания дают и произведения Г.Р.Державина, особенно стихотворные переложения псалмов. Новый шаг в развитии русской литературы представляет сентиментализм с его вниманием к переживаниям личности. Открытием Н.М.Карамзина стала мысль о том, что "и крестьянки любить умеют". Последним подражательным, ученическим этапом в новой русской литературе был романтизм. Но, несмотря на определенную подражательность, русский романтизм в лучших своих проявлениях все же не последовал европейскому шаблону с его откровенным богоборческим бунтом, демонизмом и принципиальным отрицанием христианских и общечеловеческих нравственных ценностей. Из русского романтизма произошел герой, занявший особое место как в русской, так и в мировой литературе. Это т.н. образ "лишнего человека", т.е. человека, глубоко внутренне неудовлетворенного окружающим миром и своим местом в нем. Другим, тоже чисто русским синтезом, объединившим внимание к человеческий личности, свойственное сентиментализму с присущим русской литературе обостренным чувством совести, стал так называемый образ "маленького человека", также прошедший через всю русскую литературу XIX в.

Еще одним, пожалуй, наиболее важным открытием литературы XVIII в. было усвоение ею пророческой миссии в высшем смысле этого слова. Традиционный для Библии диалог Пророк — Царь, в котором пророк обличает, призывает к покаянию и примирению с Богом царя, а через него и весь народ, заменяется в русской литературе диалогом Поэт — Царь, в котором поэт наделен той же пророческой миссией — пробуждать совесть, побуждать к добрым делам. Хвалебные оды императрицам, написанные Ломоносовым, Тредиаковским, Державиным — это скорее урок, какой должна быть совершенная царица, чем похвала живому человеку. Этой же традиции диалога между поэтом и царем отдал дань А.С.Пушкин (В надежде славы и добра…) "Пушкин – это наше все," - сказал о нем Аполлон Григорьев, афористически обобщив сказанное многими литераторами и критиками до и после него. "Все" - это не только высочайшие художественные открытия, гениальные образы и блестящий литературный язык, это еще и особый путь постижения национального призвания, преодоления того духовного разброда, который был присущ его поколению, обретение традиционных нравственных ценностей и покаяние в личном грехе. Особым этапом в становлении Пушкина как русского писателя была северная ссылка, пребывание в родовом поместье Михайловском, написание трагедии "Борис Годунов" - трагедии об ответственности человека и народа перед Богом. Именно эти места – Пушкинский заповедник и Святогорский монастырь, где похоронен сам Пушкин и его родственники, могут стать целью особого литературного паломничества, посвященного теме "Путь Пушкина к Православию". Преодоление как литературных, так и мировоззренческих штампов и шаблонов, осознание православных нравственных ценностей стало важнейшей линией большинства произведений Пушкина – и романа "Евгений Онегин", и Повестей Белкина, и Маленьких трагедий, и "Капитанской дочки". Все это может стать основой для рассказа о Болдинской осени. В полном смысле этого слова о новой русской литературе принято говорить начиная с Пушкина.