Смекни!
smekni.com

Традиции итальянской commedia dell'arte в творчестве Л. Пиранделло и Д. Фо (стр. 2 из 2)

Дарио Фо также как и Пиранделло прибегает к использованию лацци. Но, в отличие от него, Фо стремится воспроизвести их в классическом варианте. Вот, например, как в его исполнении выглядит знаменитый лаццо с мухой, который включен в рамки комедии «Мистерия-буфф»: «Дзанни мучает голод. Есть так хочется, что он готов съесть все, что угодно. Но ничего нет. Дзанни горько жалуется на свою судьбу и вдруг замечает …. муху. / … / Лицо Дзанни становится неподвижным, глаза неотрывно следят за мухой. Начинается охота. Один бросок - мимо, другой, третий. Лицо Дзанни свирепеет, делается красным, глаза горят. Ну вот, наконец, она в руках. Дзанни счастлив - добродушная физиономия его освещается восторженной улыбкой. Он проглатывает муху и постепенно на его лицо возвращается выражение крайнего разочарования. Ах, как хочется есть!» (7)

Справедливо считается, что творчество двух великих деятелей итальянского театра ХХ века, Л. Пиранделло и Д. Фо, во многом опирается на традиции комедии масок. Оба они, учитывая задачи своего театра, применили ее опыт.

Традиции commedia dell’arte в ХХ веке многократно актуализировались не только драматургами и актерами, но также живописцами, кинорежиссерами, писателями и поэтами. И речь идет не о простом следовании канону комедии, а о пересмотре, в некоторых случаях довольно радикальном, ее принципов. Этой способностью итальянцев, одновременно следуя традиции, производить на свет нечто совершенное новое, определяется, вероятно, главный парадокс и, вместе с тем, главная закономерность существования и развития итальянской культуры.

Список литературы

1. Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения.//Цитируется по: Искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Под редакцией М. Алпатова. -М.; 1969. С.81.

2. Молодцова М. Комедия дель арте. - М.;1990. С. 98.

3. Пиранделло Л. Пьесы. - М.;1960. С. 180.

4. Интервью с Дарио Фо.//Театр. 1988. №3. С. 132.

5. Там же.

6. Белодубровский Е. Цунами в шхерах Стокгольма. Неизвестный «ин-фолио» -Дарио Фо .//Санкт-Петербургский университет. №2(3469), 22 января, 1998.// www.spbumag.nw.ru/97-98/no02-98/8.html

7. Скорнякова М. «Мистерия-буфф» по-итальянски.// Театр. 1988. №3. С.138.