Смекни!
smekni.com

Замки Луары: Блуа (стр. 2 из 2)

В течение пятнадцати последних лет крыло Франциска I постоянно переделывалось и заново обставлялось мебелью: столы в итальянском стиле, фламандские гобелены, кресла с высокими спинками и, особенно, лари, которые в эпоху Ренессанса, как и в средние века, продолжали оставаться основным видом мебели.

Во втором зале, Зале Гвардейцев, представлена огромных размеров вышивка на религиозный сюжет. Здесь можно также увидеть часто публикуемые портреты поэта Ронсара (один - живописный, другой - скульптурный).

Действительно, в замке Блуа, предположительно во время бала, Ронсар встретил Кассандру Сальвьяти, которой он посвятил множество своих поэм... Деревянная панель второй половины XVI века точно воспроизводит атмосферу бала при дворе Валуа, который вполне вероятно мог происходить в Блуа. Персонажи исполняют модный итальянский танец, ввезенный во Францию Екатериной Медичи.

Средневековая конструкция старинного замка отчетливо проступает, когда из этого зала выходишь на следующую непосредственно за ним галерею: дверной проем, проделанный в стене двухметровой толщины, а при входе справа - круглый изгиб башни.

Галерея, относящаяся также к постройкам Франциска I, пронизана светом и воздухом благодаря своеобразным лоджиям - вариант лоджий Браманте в Ватикане. Из лоджий открывался прекрасный вид на раскинувшиеся внизу сады.

Бюсты королевских особ, собранные в этой галерее, напоминают нам о долгих годах, проведенных Екатериной Медичи и ее сыновьями в замке Блуа в последнюю треть XVI века, а также об особом пристрастии, которое их преемник Генрих IV питал к этому замку. Он приказал построить галерею, длиной 200 метров, окаймлявшую чудесные сады, которая в XVIII веке превратилась в руины.

В глубине галереи находится "bargueno" - вид секретера испанского или португальского происхождения со множеством выдвижных ящичков, которые служили для хранения ценностей.

За передней комнатой, расположенной в старинной башне XIII века, примыкающей к крепостной стене (следует обратить внимание на толщину стен этой комнаты), находятся Королевские покои, в которых в конце XVI века не раз укрывалась Екатерина Медичи, вынужденная бежать из Парижа, охваченного религиозными волнениями. Она здесь и умерла 5 января 1589 года, несколько дней спустя после убийства герцога де Гиза. Комната, получившая в связи с этим название комнаты Екатерины Медичи, была украшена в процессе реставрации XIX века вензелями Генриха II и королевы. В XVI веке она, однако, не имела характера частных апартаментов, который ей приписывают сегодня. В то время в ней обычно проходили приемы. Углубление в стене давало возможность поместить там на небольшом возвышении кресло с высокой спинкой, покрытое балдахином, на котором восседала королева.

Отдельные предметы мебели, приобретенные или полу-ченные в дар, позволяют сегодня воссоздать обстановку этой комнаты. Портреты, украшающие стену, напоминают нам об увлечении Екатерины Медичи искусством портрета, расцвету которого в XVI веке она способствовала.

Расположенная рядом молельня интересна своими рас-писными деревянными панелями и изящным скульптур-ным декором апсиды с подвесным замком свода и нишами. Наибольшая достопримечательность корпуса Франциска I - его Рабочий кабинет, так как он сохранил свой оригинальный декор из деревянных резных панелей: 237 панелей, каждая из которых своеобразна в своем роде, предлагают полный набор декоративных орна-ментов, используемых в период раннего Ренессанса - арабески, рога изобилия, маскароны, дельфины и т.д. Эта комната знаменита также своими потайными стен-ными шкафами, или "шкафами с ядом", как образно назвал их в своих романах А. Дюма. Но на самом деле доподлинно неизвестно, прятала ли там когда-нибудь яд Екатерина Медичи!

На третьем этаже корпуса Франциска I, как раз во время работ по реконструкции, произошло трагическое событие, которое занимает важное место в истории Фран-ции: 23 декабря 1588 года герцог Генрих де Гиз был там убит по приказу своего кузена, короля Франции Генриха Ш. Это убийство положило конец религиозным войнам, разди-равшим Францию во времена правления сыновей Генриха II и Екатерины Медичи, войн, порожденных фанатизмом про-тестантов, поддерживаемых Елизаветой Английской, и непримиримостью католиков, объединившихся вокруг Ка-толической Лиги, возглавляемой Филиппом II Испанским. Власть короля постоянно оспаривалась Лигой, и особенно главой Лиги - герцогом де Гизом. Ситуация обострилась в ходе Генеральных Штатов Королевства, собравшихся в замке Блуа в октябре 1588 года. Генрих де Гиз чувствовал себя на высоте положения, откровенно насме-хался над королем, который принял решение покончить с ним.

Картины XIX века, выставленные в Зале Совета и в Королевских покоях, иллюстрируют это трагическое со-бытие, а также убийство кардинала Лотарингского, брата герцога де Гиза, которое произошло днем позже.

Спустившись на второй этаж, можно попасть в Зал Генеральных Штатов. Напомним, что это самый большой зал крепости графов де Блуа, возведенной в начале XIII века. Именно в этом огромном зале - одном из самых старинных залов, сохранившихся в готическом замке, граф де Блуа осуществлял свое правление, судил, принимал почести от своих верных вассалов. В этом зале, когда замок стал принадлежать королю, при Генрихе III дважды (в 1576 и 1588 гг.) собирались Генеральные Штаты Коро-левства Франции. Интерьер этого зала с его двумя нефами, разделенными рядом колонн, напоминает капитулярный зал аббатства. Подвесные капители обозначают датировку начала XIII века. У нефов нет каменных сводов, их потолок обшит небольшими, плотно подогнанными де-ревянными панелями. Стены зала были заново расписаны в XIX веке.