Смекни!
smekni.com

Памятники купольного убранства сербских церквей XIII –XIV вв. (стр. 4 из 4)

Символическая интерпретация купольной росписи, как это видно из произведенного анализа некоторых ее образцов на примере сербских храмов XIII-XIV веков, далеко выходила за рамки простого понятия о "своде небесном", предназначенном для изображения Бога и окружающих Его Небесных Сил. Тесно связанные с богослужением Литургии, купольные сцены даже по способу своей живописной организации имели иконографические параллели среди фресок алтарного пространства – "земного неба", служащего для совершения Таинства Евхаристии.

Так, ряд пророков в тамбуре купола, держащих развернутые свитки, тексты которых, как правило, соответствуют читаемым на Литургии Великой Субботы ветхозаветным паремиям, можно уподобить проходящей в алтаре "Службе святых отцов", где церковные иерархи держат в руках подобные же свитки, но с текстами из евхаристического чинопоследования. Из этой же композиции в сцену Небесной Литургии перешел образ Христа-Агнца, встречающийся в росписи некоторых сербских памятников (Грачаница, церковь Богородицы Одигитрии в Пече).

Что касается самого изображения Небесной Литургии, здесь прямой параллелью алтарному "Причащению апостолов" служит образ честной трапезы, венчаемой киворием и покрытой вышитой индитией. Процессия Ангельских Сил, несущих Св. Дары, встречается в сцене Божественной Литургии (Марков монастырь). В церкви монастыря Раваница дважды повторяется образ Христа-Архиерея – в купольных и алтарных росписях.

Наконец, образы Вседержителя в зеркале купола и Богородицы со Христом-Младенцем в конхе апсиды, несомненно, являются венцом всей системы декора внутреннего пространства и вбирают в себя смысловое содержание как сюжетных композиций, так и отдельных иконных образов.

Список литературы

1. См. Радовановић Jанко Иконографска истраживања српског сликарства XIII и XIV века, с. 136.

2. Троицкий Н.И. Христианский православный храм в его идее, с. 33.

3. Сказанное можно подтвердить цитатой из "Мистагогии" Максима Исповедника, где говорится, что "Святое Евангелие вообще служит символом свершения века сего <…>. Для людей деятельного склада – это умерщвление и конец плотского закона и мудрования, для людей же умозрительного склада – это собирание воедино многих и различных логосов и возведение их к всеобщему Слову <…>" (Творения преподобного Максима Исповедника, с. 171).

4. Троицкий Н.И. Влияние космологии на иконографию византийского купольного свода, с. 9.

5. См. Avner Tamar The impact of the Liturgy on style and content. The Triple-Christ Scene in Taphou 14., р. 463.

6. Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии, с. 264.

7. "Поставляя дары на святую трапезу, - пишет И. Дмитриевский, - Священник произносит надгробные стихи <…> с курением фимиама, покрывая их воздухом, как Иосиф и Никодим, по свидетельству Евангелия, сняв тело Спасителя со креста, положили Его во гроб, умастили его благоуханиями, обвили чистою плащаницею, и привалили камень велий, образ которого представляет воздух, покрывающий Дары" (Дмитриевский И. Указ. соч., с. 264).

8. Щенникова Л. А. Силы Небесные: Иконография и литургические тексты, с. 182.

9. Подробнее см. Радовановић Jанко Jединствене представе Васкресења Христовог у српском сликарству XIV в. // Иконографска истраживања српског сликарства XIII и XIV вв., с. 89-103.

10. Одежда Архангелов, в соответствии с тенденцией, начавшейся в искусстве XIV в., напоминает одеяния королевского двора. В данном случае их облачения подобны императорским: они носят далматики и лоросы – древние прототипы архиерейских саккоса и омофора. (См. Kyutchoukova Ivelyna

Etudes sur les insignes du pouvoir et le costume à la cour de Serbie (XII-e – XIV-e siècles), р. 111-135).

11. См. об этом Бабић Гордана Литургиjске теме на фрескама у Богородичиноj церкви у Пећи, с. 381-382.

12. Троицкий Н.И. Влияние космологии на иконографию византийского купольного свода, с. 14.

13. См. Щенникова Л.А. Указ. соч., с. 180-181.

14. Л.А. Щенникова применяет этот эпитет, взятый из благодарственной молитвы Литургии Иоанна Златоуста, для описания образа Пантократора в куполе церкви Спаса Преображения в Новгороде, исполненном Феофаном Греком в 1378 г., который, по мнению С. Габелич, является более поздним аналогом лесновского. (Щенникова Л.А. Указ. соч., с. 181, Габелић Смиљка Манастир Лесново; история и сликарство, с. 54).

15. Щенникова Л.А. Указ. соч., с. 181.

16. Габелић Смилька Указ. соч., с. 55.

17. Слова из чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров.

18. Аналог лесновскому изображению встречается в купольной росписи часовни Преображения Хрелевой башни Рыльского монастыря в Болгарии (1334/5 гг.).

19. Троицкий Н.И. Указ. соч., с. 14.

20. Престолами называются представители одного из высших чинов Сил Бесплотных, которые, по толкованию Псевдо-Дионисия Ареопагита "носят Бога и раболепно выполняют Его повеления" (Дионисий Ареопагит О небесной иерархии, с. 25).

21. "Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Хвалите Его солнце и луна,. Хвалите Его вся звезды и свет: Хвалите Его небеса небес и вода, яже превыше небес…Хвалите Господа от земли, Змиеве и вся бездны…Зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты…Юноши и девы, старцы с юнотами. Да восхвалят имя Господне…".

22. Иконографическими прообразами сцены триумфа Христа-Космократора послужили античные космологические композиции (алтарь из Габия (Gabies), святилище Бела в Пальмире), а также традиционная схема "Вознесения Христова". В христианские времена до XIV в. изображение Христа-Космократора встречалось только в искусстве миниатюры (Лондонская псалтирь (Lond. add. 19.352), Сербская мюнхенская псалтирь (fol. 181r.) и др.). (Подробнее см. Срђан Ђурић "Христ-Космократор у Леснову" // Зограф. – Београд, 1982, № 13, С. 65-72).

23. По словам Г. Цветкович-Томашевич, "как, согласно древнему учению, космос состоит из четырех областей, так и купольные композиции состоят из четырех или трех групп мотивов, концентрично и иерархически расположенных <…>: в середине – изображение-символ первой области, Царства Небесного <…>; в близлежащей зоне – символическое представление области Рая/неба; в третьей - представлена земля; и, наконец, внешняя, обрамляющая зона – это область воды". Гордана Цветковић -Томашевић Надживела представа сферног космоса на ранохршћанским куполама и подовима и на куполама српских средњовековних цркава, с. 136.

24. О развитии иконографии "Источника Жизни" см. статью Т. Велманс "L`iconographie de la Fontainе de Vie dans l`art Byzantine" // Bulletin de la Societé nationale des antiquaries de la France, 1968, р. 39-44.

25. Планы церквей этого последнего периода имеют трехконховый облик: кроме полукруглой восточной апсиды, моравские храмы включают с северной и южной сторон несколько меньшие полукруглые или многоугольные выступы, обеспечивающие внутри здания пространство для хоров, которые приобретали все большее значение в Литургии.

26. Например, образ Христа-Архиерея присутствует в сценах "Небесной Литургии" монастыря Морача на поновленном слою XVI в., в церкви села Добрско-Банско начала XVII в.