Смекни!
smekni.com

Церковное зодчество Пскова (стр. 3 из 3)

4. В.Смиречанский. Указ.соч., стр. 141.

5. В настоящее время исследователи несколько расходятся в определении точной даты постройки Рождественского собора Снетогорского монастыря. Одни ученые по-прежнему придерживаются 1310 года (см. "История русской архитектуры". М., 1956, стр.74; Ю.П.Спегальский. Псков. Л. – М., 1963, стр. 274), другие ее увеличивают до 1311 и даже до 1311 – 1313 годов (см. Н.Н.Воронин. Зодчество Пскова.. – В кн. "История русского искусства", т. II. М., Изд–во АН СССР, 1954, стр. 316; И.Ларионов. По Пскову и области. [Псков], 1955, стр.67).

6. В.В.Суслов. Материалы к истории древней новгородско-псковской архитектуры, стр. 8.

7. В.Смиречанский. Исторический очерк о Псковской епархии, стр. 139.

8. Там же, стр.139; А.Князев. Указатель достопамятностей города Пскова. М., 1858, стр. 32 – 33. Монастырь основан супругою псковского князя Ярослава Владимировича, княгинею Ефросиньей, в монашестве Евпраксией, убитой в мае 1243 года. Из этого можно заключить, что монастырь не мог быть основан, как это некоторыми принималось, в этом же году, и дата постройки его храма может быть определена только с приблизительностью.

9. В.В.Суслов. Материалы к истории древней новгородско-псковской архитектуры, стр. 12.

10. "Полное собрание русских летописей", т. IV. СПб., 1848, стр. 193.

11. По сообщению Ю.П.Спегальского, существующая ныне церковь Петра и Павла с Буя была построена заново в 1540 году на месте обветшавшей церкви 1373 года. Но и эта церковь в свою очередь в начале XVII века (в 1610 году) была капитально отремонтирована; на ней была также установлена новая глава с сохранившимся до нашего времени рельефным железным покрытием. В 1810 году церковь снова подверглась большим переделкам: были сломаны два придела и старая звонница, к западному притвору было пристроено крыльцо. Не избежала церковь Петра и Павла переделок и в наше время: в 1962 году на ней было сделано шестнадцатискатное покрытие, которого ранее этот храм "никогда не имел" (Ю.П.Спегальский. Указ. соч., стр. 165 – 171).

12. И.Н.Ларионов считает временем перестройки церкви Николая на Усохе 1537 год (см. И.Ларионов. Указ. соч. стр. 25), Ю.П.Спегальский – 1535 год (Реконструкция церкви Николы на Усохе в Пскове. В кн. "Памятники культуры", вып. 3. м., 1961, стр. 90; Псков, стр. 151).

13. А.Князев. Указатель достопамятностей города Пскова, стр. 6.

14. В настоящее время церковь Сергия с Залужья датируется серединой XVI века (см. Н.Н.Воронин. Зодчество Пскова. – В кн. "История русского искусства", т. II. М., Изд-во АН СССР, 1954, стр. 327).

15. Анастасьинская церковь в Кузнецах, по новым исследованиям, была построена не раньше конца XV века. И.Н.Ларионов считает, что она была возведена в 1488 году и, видимо, полагает, что после пожара 1539 года она была восстановлена в первоначальном виде, так как ни слова не говорит о ее перестройке в это время. В сводном указателе памятников Пскова он датирует Анастасьинскую церковь только 1488 годом (см. И.Ларионов. Указ. соч., стр. 46 и 92). Н.Н.Воронин более осторожно датирует эту церковь 1488 – 1539 годами (см. "История русского искусства", т. II, стр. 324). Ю.П.Спегальский, основываясь, очевидно, на том же летописном сведении, что и Ларионов, разъясняет, что в 1488 году сначала построили деревянную церковь – "однодневку" (иными словами, ее соорудили в один день), но через некоторое время на ее месте воздвигли каменную. Последняя в 1539 году сгорела, и существующее здание церкви, по мнению Спегальского, построено в XVI веке.

16. В настоящее время церковь Козьмы и Демьяна с Гремячей горы датируется 1540 годом.

17. Приведенная И.Э.Грабарем дата постройки церкви Михаила и Архангела на Городце – 1389 год – явная описка. В книге А.Князева, на которую ссылается ученый, приведена иная дата – 1339 год, принятая и в настоящее время. От первоначального вида церкви сохранились лишь отдельные фрагменты. Ее южный придел был пристроен в конце XIV - начале XV века. Значительным переделкам церковь подверглась во время ремонтов в 1613 и 1694 – 1695 годах, а также в XVIII и XIX веках.

18. В датировке церкви Богоявления в Запсковье имеются некоторые разночтения. Так, в данном случае при первом ее упоминании в "Истории русского искусства" (т.I. М., Кнебель, [1910], стр. 250) церковь Богоявления датируется годом начала ее постройки или перестройки (так же датировал ее и А.Князев, на которого ссылается Грабарь). При втором ее упоминании (в том же издании, стр. 164) Грабарь на основании летописных сведений указывает дату постройки церкви в соответствии с годом ее завершения и более близкую к получившим признание в настоящее время.

19. И.Н.Ларионов датирует церковь Успения у Парома (или в Пароменье) 1444 – 1521 годами, Н.Н.Воронин и Ю.П.Спегальский – 1521 годом.

20. Ныне церковь Козьмы и Демиана с Примостья датируется примерно тем же временем. В начале XVI века церковь была значительно переделана при ее восстановлении после взрыва пороха в юго-западном приделе, произошедшем в 1507 году. Большие изменения церковь претерпела также в XVII и особенно в XVIII веке, когда звонницу заменили колокольней, водруженной на том же основании.

21. По сведениям Ю.П.Спегальского, Старовознесенская Церковь первоначально была построена в 1467 году, но в XVI была сломана и возведена заново.

22. В настоящее время церковь Воскресения со Званицы (или со Стадища) датируется 1532 годом. Иоакимо-Анновскую Ю.П.Спегальский относит к XVI веку, с последующей перестройкой в XVII веке галерей в приделы и пристройкой крыльца и звонницы.

23. А.Князев. Указатель достопамятностей города Пскова, стр. 5 – 7, 23 и 31.

24. Упомянутая уже выше подобная система сводов в церкви Николы "со Усохи", несомненно, относится к более позднему времени, и Гдовская церковь является самым ранним примером такого покрытия. Кровля Успенской церкви была некогда обыкновенной восьмискатной, но и теперешняя, более поздняя, не лишена известной живописности, несмотря на надложенные углы.

25. Церковь Успения в Гдове взорвана в годы Великой Отечественной войны фашистскими захватчиками.

26. П.П.Покрышкин. Церкви псковского типа.., стр. 10.

27. Дата сооружения церкви Климента на Завеличье не уточнена и в настоящее время. И.Н.Ларионов по-прежнему относит ее к XV веку; Ю.П.Спегальский считает, что она была возведена позднее – в XVI веке.