Смекни!
smekni.com

Русская иконопись. Язык икон (стр. 3 из 3)

"Спас на престоле". На его царственную власть указывало здесь

само восседание на престоле (троне). В этих изображениях особо

ясно выступало то, что Владыка мира является и его судией, так

как "воссев на престол", Спаситель будет творить свой последний

суд над людьми и миром.


- 15 -

22.3. Образы Богородицы 0

Рядом с образами Спаса с древнерусском искусстве по своему

смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в созна-

нии и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Ма-

рии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, - образы

его земной матери. И тверда у христиан вера, что став Владычецей

мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное

материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце,

"пронзенное" великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчис-

ленные людские страдания.

Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы

еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Еван-

гелия Лука. К произведениям художника евангелиста причислялась и

икона "Богоматерь Владимирская", которая считалась покровитель-

ницей России, находящаяся сейчас в коллекции Третьяковской гале-

реи. Существует летописное известие, что эта икона была привезе-

на в начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси

столицу Византии Константинополь). Имя "Владимирская" она полу-

чила на Руси: ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северо-

восточные земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе

Владимире икона обрела свою славу. В центре иконы располагается

поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, который

нежно прижимается к ее щеке.

Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания -

по-русски обозначалось как "Умиление". Прижимая к себе правой

рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую ру-

ку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей ма-


- 16 -

теринской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое

извечное заступничество за людей. Способным разрешить материнс-

кую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын:

в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно сли-

лись детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость.

Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к то-

му, что на Руси существовало много списков с нее, много ее пов-

торений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней ико-

не, особенно в северовосточных русских землях, широкое распрост-

ранение получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала.

"Умилением" является прославденная "Богоматерь Донская" - икона,

согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий

Донской брал ее с собой на Дон, в битву на Куликовом поле, Где

одержана была великая победа над татарами.

Кроме изображений типа "Умиление", многочисленными и люби-

мыми были изображения Богоматери с младенцем на руках, которые

назывались "Одигитрия", что означает "Путеводительница". В ком-

позициях "Одигитрия", Богоматерь изображена в фронтальной, тор-

жественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно

поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда "Богоматерь

Одигитрию", называют "Богоматерь Смоленская". Дело в том, что

согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь

списков "Одигитри" находился в Смоленске.

Существует еще несколько различных по композиции изображе-

ний Богородицы. К ним относятся: "Богоматерь Казанская", "Бого-

матерь Тихвинская", "Богоматерь Оранта (молящаяся)", "Богоматерь

Знамение".

Кроме рассмотренных нами икон, существует еще несколько сю-


- 17 -

жетных групп: иконы с изображением различных праздников, напри-

мер, Рождества, Сретения, Успения и многих других; иконы с изоб-

ражениями различных святых, например, Георгия Победоносца, апос-

толов Петра и Павла, Козьмы и Демьяна и многих других. Все эти

иконы пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяю-

щим сюжет и композицию изображения.

Мы познакомились с образами древнерусской живописи, с лежа-

щими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианс-

кого слова, в основной своей части знакомы всем христианским на-

родам. Но благодаря особому отношению к христианскому слову, к

задачам, опирающейся на него живописи, эти сюжеты стали на Руси

основой самобытного, уникального в мировой культуре явления -

древнерусской иконописи.


- 18 -

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М., Изобразительное

искусство, 1978.

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. - М.,

Просвещение, 1993.

Володарский Н.И. По залам Третьяковской галереи. - М.,

Изобразительное искусство, 1970.

Иванов А.П. Духовные основы церковного искусства. - Журнал

московской патриархии N5 1989, с.67.

Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. - М., Просвещение,

1974.

Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. - Жур-

нал московской патриархии N8 1987, с.73.

Ямщиков М.С. Сокровища Суздаля. - М. Изобразительное ис-

кусство, 1970.