регистрация / вход

Культура западной Европы от возрождения до реформации

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО РЕФОРМАЦИИ Эпоха Возрождения - Ренессанс. Считается, что начало эпохи было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии, затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств, заражая уверенностью в новых возмозможностях человека.

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО РЕФОРМАЦИИ

Эпоха Возрождения - Ренессанс.

Считается, что начало эпохи

было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу

этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии,

затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками

мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии,

балканских государств, заражая уверенностью в новых возмозможностях

человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших

не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический

характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и

не только идеи, рождением ее деятельного носитиля - нового субъекта

культуры - гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю чело-

веческой культуры.

Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождение

наследовало идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культур-

ную форму реакции на эти идеи, воплотившуюся в движение Рефор-

мации, охватившей большую часть Европы, что привело к жестоким

религиозным и национальным войнам. Италия, Испания, Франция, юг

Германии пережили эпоху Контрреформации - восстанавления автори-

тета католической Церкви, чему способствовали костры инквизиции.

1600 год - год казни Дж. Бруно, основания английской Ост-Индийской

компании, время замысла шекспировского "Гамлета" - определил конец

эпохи - эпохи перехода от старых времен к Новому времени.

В экономике - это эпоха Великих географических открытий и перво-

начального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом коло-

ний и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониаль-

ным войнам; в политике - борьба за самостоятельность городов - коммун

и союзов торговых городов завершившаяся складыванием монархи-

ческих абсолютистских государств, в которых за сословными интересами

настойчиво просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская

культура становится культурой национальной. Европа к началу XVII века

со всей определенностью поделилась на протестантов и католиков, а это

никак не могли предвидеть итальянские гуманисты, еще самосовер-

шенствующего индивида, гармонично существующего и в природе, и в

человеческом обществе.

Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива,

переходна от старого к Новому времени и растянулась она во многих

регионах Европы более чем на три столетия. Гуманисты, формулируя

идеал свободной личности, ее безграничных познавательных и деятель-

ных возможностей, сознательно ограждали себя от старых традицион-

ных форм натуральной жизни с ее феодальным правом, ортодоксаль-

ным католичеством и религиозным послушанием. Они провозглашали

идеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека от

этих идеалов. Противоречие эпохи состояло не только в том, что на

смену средневековому образу жизни приходили другие - с городскими

мануфактурами, дальними торговыми путями, необходимостью само-

стоятельных решений, а значит, требованием положиться на себя, а не

на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие

эпохи заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные

гуманистами в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они

думали, реализоваться.

Конечно, история всегда событийна и факты говорят сами за себя.

Непрерывные войны, страшные эпидемии чумы, оставлявшими пустыми

целые города, жестокость первых колонизаторов и первые классовые

столкновения - восстания городских низов и борьба за привелегии высшей

городской знати, пылавшие костры инквизиции, где люди сжигались

сотнями, а в ведьмовстве обвиняли детей, продажность тиранов и

"светские привычки" пап, открыто устраивающих свадьбы своих много-

численных отпрысков, турецкое владычество, ставшее для Европы

реальностью и, наконец, религиозные войны - все это повседневность

эпохи.

Открытием эпохи Возрождения был пристальный взгляд назад, в

поименовало эпоху Возрождения или, по-итальянски, Ренессанса).

глубь веков, во время уже прожитое людьми, населявшими когда-то Рим

Древний и Великийгород (возрождение Античности - название данное

самими гуманистами - и поименовало эпоху Возрождения или, по-

итальянски, Ренессанса).

Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными

христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они

соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средне-

вековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне вре-

менное единство - духовную историю человечества. Оставаясь хрис-

тианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевыш-

него, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно

человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и

всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия

древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен.

К закату Возрождения это ощущение утратится и Гамлет произнесет ро-

ковые слова: "Распалась связь времен...".

И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому

повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и

поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и

другие предвидели и старались по-своему осуществить идею единства

человеческой культуры в ее истории.

Термин "гуманизм" неоднозначен и имеет разный смысл в разных

культурах. Ввели его "новые люди" эпохи Возрождения, перетолковав по-

своему античного философа и оратора Цицерона. У них это означало

ревностное изучение всего, что состовляет целостность человеческого

духа, так как "humanitas" у Цицерона обозначает полноту и нераздельность

многообразной природы человека.

Начиналось же все в особой культурной среде - группах гуманистов

с обновления целей культурной деятельности - создания нового субъекта

культуры. По сути, это был процесс зарождения европейской интелегенции

сознательного носителя образованности и духовности, которая берет на

себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп был

очень пестрым: чиновники и государи, профессора университетов и пере-

писчики, дипломаты и духовенство, частные воспитатели и светские дамы.

Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей

деятельностью и местом, где они жили. Так, Лоренцо Медичи был го-

сударем, Сандро Боттичелли - цеховым мастером, что и делало его ху-

дожником, Пико делла Мирандола - графом, а Лоренцо Бониконтри -

офицером, наемником герцога Сфорца. Их гуманистические занятия были

частным делом, увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо

создавало репутацию, славу, давало поддержку, приносило богатые

подарки. Кто-то делал карьеру благодоря талантам и образованности, а

кто-то впадал в нищету.

Свободное время делало свободную личность, реализующую

собственную одаренность, благодоря собственной воле, энергии,

настойчивости и колоссальной трудоспособности.

Плодом этих ученых занятий явилась оригинальная концепция, в

которой был найден синтез античных и христианских идеалов. Эту кон-

цепцию можно назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Бог

сливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов,

создан Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. "Природа, то

есть Бог" - такую формулу использовал, например, Альберти в своих

трактатах, подчеркивая что Природа - Бог правит не только людьми, но и

животными, птицами, рыбами и прочими тварями. В жизни наблюдалось

иное, но гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано

ему в его безграничных возможностях, задача же каждого человека

реализовать себя.

Возрождение породило титанов по мысли, силе чувств и харак-

теров, однако не только Гамлет и король Лир, но и титанические образы

тиранов в трагедиях Шекспира имели своих прототипов в реальности. В

мироощущении этих "героев" мир и сам человек не выражали собой

универсальность Божественного творения. Человек становился сово-

купностью разных "личин".

Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личночть

царила в этом мире, где происходило утверждение автономности чело-

веческого "Я". Сила часто становилась основой права без морали. "Цель

оправдывает средства" - формула Никколо Макиавелли, гуманиста и

царедворца, стала оправданием многих темных дел не только того

времени.

Реформация.

Попыткой преодолеть противоречия раннебуржуаз-

ной культуры, а также традиционное влияние католической церкви стала

идеология нового движения в заальпийской Европе, получившего наз-

вание Реформации.

Реформация началась в Германии и связана с именем Мартина

Лютера, августинского священника, профессора аристотелевской диа-

лектики Виттенбергского университета. В ходе Реформации возникла

новая церковь и новое вероиповедание в рамках христианской веры -

протестантизм. Это название, вошедшее в историю, возникло на

Шпейерском рейхстаге 1529 года, где сторонники Лютера выступили с

протестом против отмены решения этого же рейхстага 1526 года о пре-

доставлении права выбора вероиповедания населению их территории.

Поводом к выступлению против Римской церкви стали проповеди Лютера

против торговли индульгенциями. В День всех святых - 31 октября 1517

года Лютер прибил на дверях дворцовой церкви в Виттенберге свои зна-

менитые 95 тезисов, в которых оспаривал право церкви отпускать грехи

человека.

Лютер утверждал, что христианин спасается только через полное

самоуничижение, символ которого Голгофа, и что любые попытки отыскать

более прочные тому гарантии фантастичны и кощунственны.

В культуре Средневековья человек, по католическому вероучению,

понимается как греховное существо по природе.

Лютер свидетельствовал о человеке как о грешном и обвинняемом,

но апеллировал к человеку судящему. Реформатор хотел бы, чтобы вся

присутствующая в человеке энергия ненависти ко злу была изъята из мира

и обращена вовнутрь - против того нравственного убожества, которое

каждый должен найти в себе самом.

И гуманисты, и реформаторы решают по сути одну и ту же задачу:

пытаются определить место, найти точку опоры человеку в новом,

раннекапиталистическом мире, в котором отношения "личной зависимости"

уступают место отношениям "вещной зависимости". Реформаторы про-

возглашают идею ничтожества человека. Но это унижение пара-

доксальным образом оборачивается немыслимым ранее приблежением к

Богу простого человека - мирянина и грешника.

Реформация начала с того, что "раздавила" человека. Но в этой

раздавленности как бы уравняла людей и их шансы на стартовой пло-

щадке жизни. Почему, спрашивает Лютер, "твою тело, твоя жизнь, дос-

тояние и честь так свободны, а мои - нет, хотя мы одинаково являемся

христианами, одинаково крещены, имеем единую веру, одинаковые души

и все остальное у нас одинаково? Этим Лютер и вслед за ним другие ре-

форматоры лишили идею неравенства людей религиозной санкции. Про-

тестантизм в рамках национальных культур создал социально-психоло-

гические условия, укрепляющие "вертикальные" связи элит и масс, раз-

мывающие границы между "верхами" и "низами" общества.

Возникает неизвестная ни Средневековью, ни Античности проблема

формирования личности. Человек перестает быть "заданным" своим соци-

альным статусом и набором социальных ролей в иерархически органи-

зованном обществе, а становится чем-то в результате своих собственных

усилий. Как видим, и здесь гуманисты и реформаторы сходятся во

взгляде на человека как на личность способную и нуждающуюся в само-

изменении, однако пути и цели, ими обнаруженные, различны.

Глубокий переворот, переживаемый ренессанской Европой, не мог

не коснуться и католической церкви. С одной стороны, папы, разделявшие

античные интересы соотечественников-гуманистов, способствовали со-

биранию древних рукописей и толкованию античной филисофии, занима-

лись меценатством. С другой стороны, их политика, отстаивающая собст-

венные земельные, экономические и властные приоритеты, способст-

вовала дрейфу церкви от положения первого феодала средневековой

Европы к положению первого среди равных светских дворов в много-

численных королевствах тогдашней Италии. Кроме того Рим, не забывал

своих интересов и за пределами Италии и по возможности удерживал в

своих руках все идеологические влияния.

Соседство государств, несовместимое, на первый взгляд, оказы-

вается внутренне связанным той общей почвой христианской культуры, на

которой к концу XIII века разросся до чудовищных размеров, обретя поли-

тическое и экономическое могущество, институт папской курии с подчи-

ненными ей епископствами, проводивший светскую политику, участ-

вующий в национальных и гражданских войнах.

Утопизм гуманистов в вопросах веры сделал их идеи уязвимыми как

для католической церкви, которая поспешила внести большую часть

шедевров гуманизма в "Индекс запрещенных книг", так и для протес-

тантов. Таким образом еще раз обнажился глубоко противоречивый ха-

рактер гуманистической культуры, как в ее отношениях с недавним куль-

турным прошлым, так и в отношениях с ближайшими духовными

наследниками.

Однако Возрождением было сделано открытие еще одной сферы

практического творчества человека, мимо которого проходила до этого

европейская культура. Речь идет о художественном творчестве. Конечно и

в Античности и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той,

ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора,

скульптора не считался самоценным творчеством. Гуманисты же, раз-

глядев в человеке - создании Божьем высшую способность к самос-

тоятельному творению, нашли в художниках не только своих едино-

мышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобной

деятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или ху-

дожник на полотне творит прекрасный и совершенный мир. Художник по-

этому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства,

он еще и ученый, но не только. Художник эпохи Возрождения еще и изо-

бретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл "тонким изобре-

тением", но любое конструирование - механический, мы бы теперь ска-

зали, инженерный труд тоже одинаково ценен, ибо реализует разные спо-

собности человеческой натуры. Вот почему в одном лице Леонардо да

Винчи, Микельанджело, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера и

многих других гуманистов мы находим сочетание столь многих и казалось

бы далеких друг от друга способностей: поэтическое дарование, умение

создавать военную технику, мастерство скульптора, талант художника,

архитектора, теоретика искусства, тонкого критика и ценителя прекрасного.

Искусство стало светским занятием, оно все более отдалялось от правил

ремесленных мастерских, становилось делом свободным и индивидуаль-

ным: за каждым именем художника ощущался свой неповторимый взгляд

на мир. Развитие взаимоотношения между автором и героем в ренессанс-

кой литературе от поэзии и новелистики к драме положили начало лите-

ратуре Нового времени - авантюрному, психологическому, реалистичес-

кому роману, трагедии, драме, развитию разнообразных форм лирической

поэзии.

Все изменения явились необходимыми и достаточными условиями

для того, чтобы Европа вступила в Новой время - время страшных со-

бытий, новых социальных бурь и катаклизмов, первых буржуазных рево-

люций, колониальных войн и освоения новых земель.

Со временем же и идеалы гуманизма и практицизм протестантов

вошли в равной степени вошли в культуру Западной Европы.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий