Смекни!
smekni.com

Просвещение (стр. 3 из 4)

шая в салонах,усилила склонность французских просветителей к отвле-

ченному теоретизированию.

Французокое Просвещение во многом исходило из идей философов

XVII в. Рене Декарта и Локка.Согласно разработанному Декартом рацио-

налистическому методу познания, истина должна четко и ясно усматри-

ваться человеческим разумом. Немало последователей во Франции нашло

учение Локка об обощстве и государстве.

Постоянные конфликты с властями создали французским прооветите-

лям репутацию потрясателей основ и радикалов.На самом деле в своих

конституционных воззрениях многие из них не шли дальше принципов анг-

лийского Просвещения.Вслед за Локком идею разделения властей на зако-

нодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье.

При этом он выступал не просто за разграничение функций между органа-

ми государственной власти, а за разделение властей как политических

сил, каждая из которых могла бы реально служить противовесом другой.

Монтескье трудно признать радикалом еще и потому, что он ощупал пре-

делы, в которых только и возможно изменить общество и государство. Он

считал, что "дух законов" того или иного народа определяется совокуп-

ностью объективных предпосылок: климатом, характером почвы, размерами

территории, ландшафтом, образом жизни народа,религией,численностью

населения, формами хозяйственной деятельности и др.

То же касается и шумных конфликтов просветителей с католической

церковью. Ее идеологическая жесткость,не допускавшая отступления от

догматов вероучения,исключала возможность компромисса наподобие того,

какой сложился между англиканской церковью и Просвещением в Англии.В

этих условиях свойственное большинству просветителей признание факта

Божественного творения мира приобрело антицерковный оттенок, а крити-

ка религиозных догм, даже самая умеренная, - ореол отчаянной смелос-

ти.Как известно,Вольтер,имея в виду церковь, часто заканчивал свои

письма к друзьям призывом: "Раздавите гадину!" Но тот же Вольтер ут-

верждал, что религия необходима как опора морали: "Вера в Бога, воз-

награждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные, а также

прощающего небольшие проступки, является дли человеческого рода самой

полезной верой".

Десятилетия бесплодной оппозиции вызвали глубокое разочарование

просветителей.Среди них усилилось стремление к переоценке ценностей,

повлекшее глубокое размежевание в их рядах.Часть просветителей сохро-

няла надежды на сотрудничество с властями в решении конкретных проб-

лем управления страной.Среди нйх выделялось группа зкономистов-физи-

ократов (от греческих слов "физис" - природа и "кратос" - власть), во

главе которых стоял Франсуа Кенэ.Он считал, что земля есть единствен-

ный источник богатства и только земледелие умножает его. Поэтому он

выступал за поощрение класса земледельцев, прежде всего богатых фер-

меров. "В деревни следует привлекать не столько людей, сколько бо-

гатство" (т.е. капитал),- подчеркивал Кенэ. Добивался он и реформы

налоговой системы, лежавшей тяжким бременем на производителях.Надежды

на подъем сельского хозяйства он связывал также со свободой внутрен-

ней и внешней торговли.

Попытку осуществить эту программу реформ предпринял другой

представитель школы физиократов,Анн Робер Тюрго. В 1774 г. молодой

король Людовик ХVI назначил его генеральным контролером (министром)

финансов. Тюрго ввел свободную торговлю хлебом и мукой, добился уп-

разднения средневековых цехов и гильдий, приступил к коренной реформе

налогообложения.Но сопротивление придворных кругов, дворянства и це-

ховой верхушки свело на нет все его усилия.Отставка Тюрго в 1776 г.

предрешила и судьбу его реформ.

Сознание недостижимости целей Просвещения в рамках существующего

строя побудило многих просветителей замкнуться в непримиримой оппози-

ции. Их протест порой принимал форму атеизма, резкой критики религии

и церкви, характерных для плеяды философов-материалистов середины

столетия: Дидро, Поля Гольбаха, Гельвеция и др.Иногда он проявлялся в

идеализации прошлого, например республиканского строя античных госу-

дарств. Жан-Жак Руссо противопоставлял их прямую демократию всем фор-

мам представительного правления, включая и английский парламентаризм.

"Всякий закон, - писал он в трактате "Об общественном договоре", -

если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен...Анг-

лийский народ считает себя овободным: он жестоко ошибается. Он свобо-

ден только во время выборов членов парламента: как только они избраны

- он раб,он ни что... В древних республиках и даже в монархиях народ

никогда не имел представителей; само это слово было не известно".

С именем Руссо связан новый этап в развитии просветительского

движения Франции - радикальный пересмотр некоторых его фундаменталь-

ных целей и идеалов.Радикализм самого Руссо коренился в его этических

воззрениях.В противоположность философам, считавшим себялюбие и эго-

изм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения лич-

ности благу общества.Руссо писал: "двоякий человек добродетелен, ког-

да его частная воля во всем соответствует общей воле". Добиться этого

соответствия он предлагал политическими методами.В стремлении Руссо

связать мораль с политикой явно различим зародыш тоталитарных теорий

позднейшего времени.

Руссо разделял общую веру просветителей в природу как гармони-

ческую систему, частью которой был человек. Но в отличие от них он

был убежден, что сам человек разрушил это "естественное состояние" и

окружил себя противоречащими закону природы учреждениями. "Исчезло

равенство, появилась собственнооть... - писал Руссо, - и обширные ле-

са превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать чело-

веческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с

урожаем рабство и нищета". Цивилизация настолько изменила людей, что

отказаться от нее они уже не могут.Но, если нельзя вернуться к ес-

тественному состоянию", то еще можно, устранив чрезмерное неравенс-

тво, восстановить утраченные добродетели. Сделать зто непросто, пото-

му что на страже неравенства стоит деспотизм. Требуется сила, чтобы

его низвергнуть: "Восстание, которое приводит к убийству или сверже-

нию с престола какого-нибудь султана, - это акт столь же закономер-

ный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался

жизнью и имуществом своих подданных".

Эта мысль вдохновляла поколенйе революционеров конца ХVIII в.,

которое разделяло также отвращение Руссо к себялюбию и эгоистической

морали, а вместе с ним - и ко всему строю, основанному на свободной

игре рыночных сил. Критикуя средневековую регламентацию торгово-про-

мышленной деятельности, Руссо не одобрял и свободу торговли. Он счи-

тал, что государство должно направлять торговлю в промышленность в

соответствии с общим благом, следить за правильным распределением

продуктов питания, денег, товаров. Отрицательное отношение к свободе

торговли имело у Руссо этическое обоснование.Он считал, что торговля,

равно как и другие достижения цивилизации: богатство, наука, искусс-

тва, - способствует порче нравов.Стремясь возродить утраченные добро-

детели, он объявлял их основным носителем "народ", трудящиеся низы

общества, поскольку они меньше всего подверглись пагубному воздейс-

твию цивилизации и поэтому в наибольшей мере сохранили нравственное

здоровье.

Так как простодушный народ не способен понять, в чем заключаются

его истинные интересы, то ему нужен мудрый правитель, предначертания

которого воплощаются в законах и политике государства. От этой мысли

Руссо - шаг до оправдания революционной диктатуры "во имя народа".

Многообразие путей, которыми шло французское Просвещение,сделало

его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки

многих основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма,

столь повлиявших на мировое развитие в XIX-XX вв.

Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречи-

вое явление уже в силу политической раздробленнооти страны и разнооб-

разия местных условий. Распространению новых веяний способствовала

интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелких государств, не

имея возможности утвердить свой авторитет великодержавными методами,

стремились прославиться меценатством.Почет, которым была окружена в

Германии французская культура, также способствовал проникновению

просветительских идей.

Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что

оно нередко получало импульсы со стороны правящих верхов. В Пруссии

инициатором публичного обсуждения его проблем выступил сам король

Фридрих Великий.Не без старания властей одной из характерных черт не-

мецкого Просвещения стал его преимущественно теоретический харак-

тер.Однако в его активе числились и практические дела. В Пруссии

просветители не только разработали важную реформу образования, но и

добились осуществления ее.В результате была расширена сеть начальных

школ и создана система профессионального обучения ремеслам, сельскому

хозяйству, торговле и государственной службе.Утилитарный характер

этой реформы во многом объяснялся тем, что просветительское движение

в Пруссии черпало приверженцев главным образом из среды государствен-

ных служащих: армейских офицеров, дипломатов, чиновников, преподава-

телей учебных заведений.

На фоне общей робости просветительской мысли в Германии сме-