Смекни!
smekni.com

Освальд Шпенглер (стр. 3 из 3)

фии Шпенглера определены достаточно четко, следует сказать

несколько слов об историческом аспекте его мировоззрения.

Жизнь - действительно центральное понятие рассматривае-

мой концепции, что наиболее четко проявляется в понимании

О.Шпенглером ставшего и становления. Становление означает

творчество, поиск, выражение во внешнем внутренней идеи.

Ставшее неизбежно следует за становлением и при этом лишено

динамики последнего.

Нетрудно увидеть, что цивилизация есть нечто ставшее,

тогда как ранняя стадия культуры - становление. Цивилиза-

ция - завершение культуры, ибо ставшее всегда неподвижно, а

неподвижность - это смерть.

Время О.Шпенглер полагает совершенно особым явлением,

так как пространство не подчинено закономерности направле-

ния. И в этом убеждении коренится его идея о существовании

двух в корне различных способов познания мира. Один из них

он зовет природой, второй - историей.

"Природа и история - вот два крайних, противоположных

способа приводить действительность в систему картины мира.

Действительность становится природой, если все становление

рассматривать с точки зрения ставшего; она есть история, ес-

ли ставшее подчинять становлению" [1]. Природу следует опи-

сывать с помощью законов; историю можно объяснить лишь ис-

пользуя язык образов. Природа есть воплощение постоянно воз-

можного, история - однажды произошедшего.

О.Шпенглер говорит, что нет четкой границы между двумя

этими способами мировосприятия, но добавляет, что природа по

существу является искусственным творением разума, "старчес-

кого" интеллекта, и поэтому характерна для стадии цивилиза-

ции. Возникновение природного понимания мира вызвано бунтом

"чистого разума" против идеи судьбы, предопределенности. В

противовес судьбе выдвигается принцип причинности, который

позволяет выявлять закономерности между современным и буду-

щим состояниями, управлять ими. Таково духовное обоснование

превращения культуры в цивилизацию, перехода от становления

к ставшему, данное немецким философом.

И задача западной философии, по его мнению, состоит в

том, чтобы создать некоторый "специфически западный" "вид

исследования истории в высшем смысле", который позволил бы

проникнуть в мирочувствование не только присущее собственно

Европе, но и во всякое другое, в корне отличное от нашего, и

при этом дал бы возможность заранее определить пути и перс-

пективы развития иных культур.

История культуры для Шпенглера - это ее судьба, и поэ-

тому он говорит, что возможности внутренней идеи культуры,

ее "прафеномен" реализуются во внешних формах истории. Этот

новый метод исторического исследования, "Морфологию органи-

ческого, истории и жизни, всего того, что подчинено направ-

лению и судьбе", мыслитель называет физиогномикой.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Итак, из всего сказанного можно сделать ряд выводов.

Согласно концепции О.Шпенглера культура - это набор качеств

и структур, имеющий во многом ценностную основу, привязанный

к некоторой нации либо стране и определяющий ментальность

входящих в нее людей. Культуры имеют локальный характер, что

означает отсутствие общей направленности исторического про-

цесса и бессмысленность самого понятия человечества. Понять

культуру можно, выявив ее стиль, который, в свою очередь,

возникает из идейной основы, первичного символа - "прафено-

мена". О.Шпенглер рассматривает культуру как надбиологичес-

кий организм, закономерно проходящий определенные стадии

развития. При этом происходят поиски средств реализации ос-

новной идеи, выявляются исторические формы данной культуры.

Цивилизация - исход и завершение этих поисков, послед-

няя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния

традиций, упадком религиозности, ростом городов, распростра-

нением причинно-следственных (природных) взглядов на мир.

Немецкий мыслитель путем ряда аналогий с культурами

прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры.

"...Падение Западного мира представляет собой ни более ни

менее как проблему цивилизации". Европа давно уже перешла в

цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель - только

вопрос времени. Этим О.Шпенглер объясняет все кризисные яв-

ления, охватившие современное общество.

Глубокая эрудированность, смело проводимые параллели,

широта рассматриваемых вопросов и почти поэтическая напря-

женность повествования делают обоснование высказанной в "За-

кате Европы" концепции чрезвычайно убедительным (и зачастую

маскируют недостатки аргументов).

Список использованной литературы

1. Шпенглер О. Закат Европы.

2. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции

кризиса культуры.