Смекни!
smekni.com

Летний сад в Санкт-Петербурге (стр. 2 из 3)

Богато и нарядно выглядели фасады: плоскость стен между окнами (их насчитывалось пятьдесят два) оживляли пилястры, соединённые гирлян- дами, линия парапета по краю крыши прерывалась вазами на пьедеста- лах. Почти всё пространство внутри занимал огромный двухсветный зал, украшенный живописью на батальные темы и шпалерами, к нему по сторо- нам примыкали два более низких, одноэтажных помещения. Вход, над ко- торым располагалась скульптурная композиция с фигурами Марса и Неп- туна, находился в центре, связывая зал непосредственно с аллеями са- да. Из "забав" и украшений петровского времени до наших дней почти ничего не дошло, зато сохранилась ценнейшая коллекция садово-парко- вой скульптуры - около девяноста мраморных статуй и бюстов. Приобре- тённые по распоряжению Петра I главным образом в Италии, они выпол- нены мастерами венецианской школы П.Баратта, Дж.Бонацца, А.Тарсия, Дж.Зорзони и другими.

В XVIII веке скульптур было больше двухсот, но впоследствии многие погибли или "перекочевали" в летние загородные царские рези- денции и в Эрмитаж. В числе статуй - бюсты (их тогда называли "груд- ные штуки") Александра Македонского, Юлия Цезаря, римского императо- ра Траяна, польского короля Яна Собеского, шведской королевы Христи- ны, фигуры героев античной мифологии, аллегоричные изображения при- родных явлений или отвлечённых понятий ("Ночь", "Полдень", "Утро", "Закат", "Навигация", "Астрономия" и так далее). Одна из самых из- вестных скульптур - "Мир и изобилие" работы П.Баратта, аллегория Ништадтского мира. Сидящая женская фигура, олицетворение России, держит в правой руке опрокинутый факел - символ окончания войны, в другой руке у неё - рог изобилия. Рядом стоит крылатая богиня Побе- ды, венчая Россию лавровым венком. В петровское время скульптуры, фонтаны, павильоны украшали главным образом первый и частично второй Летний сад. Но и третий не - 6 - пустовал. Здесь, на южном берегу Мойки, где теперь находится в Ми- хайловском саду павильон Росси, в 1712 году начали строить небольшой дворец для Екатерины I. Завершённый золочёным шпилем с фонариком, он выглядел довольно богатым и назывался "Золотые хоромы". Конечно, эпитет "богатый" применим к нему лишь в сравнении с обычными пост- ройками тех лет, а рядом с великолепными царскими резиденциями более позднего времени он показался бы маленьким и невзрачным. Этот дворец дал ещё одно название Большому лугу - Царицын луг.

Именно оно чаще всего употреблялось во второй половине XVIII века и даже в XIX веке. Всевозможные хозяйственные постройки вокруг дворца: конюшни, оранже- реи, амбары - занимали большую территорию, ограниченную Мойкой, Большой прешпективой (Невским проспектом), Кривушами (каналом Грибо- едова) и Фонтанкой. По воспоминаниям одного из современников, в на- чале 20-х годов XVIII века в саду у "Золотых хором" ещё ничего не было,кроме фруктовых деревьев, преимущественно яблонь, да пяти пру- дов, где разводили живую рыбу для царских трапез. Зато в оранжереях и парниках зрели редкие для северных мест плоды - бананы, ананасы и другие дары щедрого юга. Вдоль берегов Мойки и Фонтанки отвели место для прогулок, отсюда наплавной мостик через Мойку вёл во второй Лет- ний сад.

В своём любимом "огороде" Пётр I нередко устраивал ассамб- леи - приёмы гостей, где "можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, так же слышать, что где делается...". Учреждённые ука- зом от 26 ноября 1718 года, они сыграли заметную роль в ломке старо- го быта. Гости обычно съезжались к пяти часам пополудни и оставались до позднего вечера, а чтобы никто не мог уйти до окончания ассамблеи, Пётр приказывал запирать ворота садовой ограды. Пока приглашённые веселились или, наоборот, скучали, рядом с садом, на Большом лугу, играли оркестры. Они состояли, как вспоминал очевидец, "из несколь- ких труб, фаготов, валторн, гобоев и литавр. Капельмейстер из сол- дат... бил там в огромный турецкий барабан и нередко считал четвер- ти, отчего и сам не всегда попадал в темп". К началу празднества на лугу обычно "выстраивались Преображенский и Семёновский полки, царь угощал солдат, поднося собственноручно из деревянных чашек вино и пиво. Народ толпился около горячих пирогов и печёного хлеба, жареных туш свиней, баранов и быков с золочёными рогами, которые нередко раздавал сам Пётр".

После смерти Петра I центр политической и общественной жизни - 7 - государства на некоторое время переместился в Москву. В начале 1728 года туда выехала царская семья и двор, и переезд этот имел отчётли- вый политический смысл, означая временное торжество противников пет- ровских реформ. Они стремительно бежали из неуютного для них города, и это, конечно, сказалось на молодой столице: в её облике всё замет- нее стали проступать черты упадка и запустения. Однако уже в 1732 году императрица Анна Иоанновна, возведённая дворянством на трон с требованием вернуться к политике Петра, возвратилась в Петербург, а за ней волей-неволей потянулся и двор. Строительство в городе возоб- новилось, но в 1736-1737 годах опустошительные пожары уничтожили большую часть построек на Адмиралтейской стороне, в том числе и у Летнего сада.

Бедствие заставило упорядочить застройку города, хоть немного уменьшить скученность. В 1737 году учредили так называемую "Комиссию о Санкт-Петербургском строении", сыгравшую важную роль в развитии города. С конца 20-х годов характер застройки города заметно изменился. Если при Петре в первую очередь возводили здания практического наз- начения - жилые дома, всевозможные хозяйственные сооружения, - то теперь силы и средства обращались главным образом на возведение дворцов и храмов. Произошла и стилевая эволюция: сдержанность архи- тектурного оформление уступила роскоши и великолепию. Середина XVIII века стала периодом безоговорочного господства в русском зодчестве нарядного, праздничного, ликующего стиля барокко. В Петербурге, в том числе и у Летнего сада, были созданы здания, характерные для ар- хитектуры этого стиля. Это прежде всего творчество зодчего Бартоло- мео Франческо Растрелли (1770-1771). Около Летнего сада построек его не сохранилось, но на определённом этапе формирования ансамбля его здания - и прежде всего Летний дворец Елизаветы Петровны - играли здесь главную, определяющую роль. Поэтому нельзя не вспомнить об их авторе. Будущий зодчий, сын известного скульптора Бартоломео Карло Растрелли, приглашённого в Россию Петром I, приехал сюда шестнадца- тилетним юношей вместе с отцом и провёл здесь почти всю жизнь.

В 1730 году императрица Анна Иоанновна поручила молодому Растрелли со- орудить для неё новый одноэтажный Летний дворец рядом с Большим лу- гом, на месте "Залы для славных торжествований". Приказ был выполнен быстро. "Я построил деревянный дворец напротив Большой реки Невы,- вспоминал позднее архитектор,- состоявший из 28 комнат с большим за- лом. С большим спуском к воде для барок и придворных шлюпок".

В начале 40-х годов Растрелли начал возведение ещё одного Лет- него дворца, на этот раз для правительницы Анны Леопольдовны. Место для него было выбрано в третьем Летнем саду, у самого Большого луга (там, где сейчас Инженерный замок). Пока велось строительство прои- зошёл дворцовый переворот, и на престол вступила Елизавета Петровна. Она и стала хозяйкой нового здания. В середине и второй половине XVIII века именно оно прежде всего бросалось в глаза всем, кто попа- дал в эти места. Его стали называть Летним дворцом Елизаветы Петров- ны. "Строение этого дворца,- читаем мы в документах того времени,- начато 24 июня 1741 года. Повелено строить с крайним поспешанием". К 1744 году здание вчерне было закончено, продолжалась лишь отделка. Сам Растрелли писал о дворце: "Это здание имело более 160 апартамен- тов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зерка- лами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прек- расными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позоло- чены". Не случайно в этих немногих строках несколько раз встречается слово "украшение": богатство декоративного убранства имело для архи- тектора первостепенное значение. Хотя

Летнего дворца Елизаветы Пет- ровны уже давно нет, рисунки, гравюры, картины, планы XVIII века да- ют возможность достаточно отчётливо представить его облик. С Потеш- ного поля открывался вид на главный фасад дворца, обращённый на се- вер, к Мойке и Летнему саду. На фоне светло-розовых стен эффектно выделялись белоснежные пилястры и резные наличники огромных окон второго, парадного, этажа. Нарядно выглядела балюстрада со статуями, разорванный фронтон над центральной частью фасада, украшенный резной декоративной скульптурой с гербом императрицы. К парадному подъезду вели не только два марша широкой лестницы, но и два пандуса.

Перед дворцом был раскинут партерный цветник, тоже по рисунку Растрелли, в его центре били фонтанные струи, а вдоль Мойки тянулись аккуратно подстриженные деревья, похожие на зелёные пирамиды. Чтобы Елизавете Петровне было удобно гулять в нём, через Мойку в 1744 году соорудили специальную крытую деревянную галерею. Внутри этого "служебного пе- рехода" висели картины. Те, кто приезжали во дворец, видели сначала не северный фасад, обращённый к Мойке, а противоположный, южный. Дворец с его, окружением был по существу, усадебной постройкой, мало связанной с остальным городом, хотя и занимал в его центральной час- ти большую территорию. После завершения строительства Летнего дворца - 9 - у северо-западного крыла здания по чертежам Растрелли построили не- большой павильон Эрмитаж, а возле него появился "возвышенный сад на каменном фундаменте" с двумя прудами. Ещё через несколько лет архи- тектор перекинул через Фонтанку Акведук, украшенный балюстрадой, ка- риатидами на опорах, гирляндами, венками; вскоре к северо-восточному крылу дворца пристроили, тоже по проекту Растрелли, "новый большой галерейный зал", убранный не менее богато, чем главные парадные по- мещения, а также придворную церковь.