Смекни!
smekni.com

Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря (стр. 2 из 3)

В том же Октоихе рукописи 653/910 в конце расположен цикл песнопений Утрени, содержащий Светильны, Богородичны и Стихиры Евангельские на восемь гласов, где Богородичны не нотированы вообще, а Стихиры Евангельские представлены очень сложным распевом, хотя и в них отдельные фрагменты не нотированы. Циклы распетых Светильнов и Стихир Евангельских ведут свое начало в русской традиции от 12 века, когда они были зафиксированы в Благовещенском кондакаре17. Стихиры Евангельские относятся к числу песнопений, которые, в силу особой значимости в богослужении, на каждом этапе своего многовекового существования будут получать новый распев. Именно они впоследствии будут распеты выдающимся мастером Федором Крестьянином18. Обычное их местоположение в рукописях – после Октоиха, и именно так они расположены в кирилло-белозерской рукописи 653/910.

Традиционные нотированные книги – Ирмологий, Триодь, Стихирарь минейный – представлены в большинстве кирилло-белозерских рукописей 15 века, но и они обнаруживают те изменения, которые произошли в книгах в результате реформ. В стабильном по составу Ирмологии отдельные ирмосы не нотированы. Триодь выписана в четырех рукописях, одна из которых (Кир.-Бел. 637/894) датируется первой половиной столетия. По наблюдениям исследователей, данная Триодь продолжает традицию древнейшего периода: здесь полностью записывается Чин ночи Великого Пятка и служба "двенадцати тропарей", есть и пометка "лишнии"19, аналогичная ремарке пергаменных рукописей "кроме устава"20 и др. Триоди второй половины 15 века содержат изменения, в частности, состав Триоди становится более упорядоченным: "песнопения в них располагаются строго по порядку их исполнения за богослужением, вновь записываются стихиры для будничных дней (их состав примерно соответствует древнейшим кодексам) и расширяются последования служб Страстной Седмицы, увеличивается подборка обиходных песнопений"21.

Наибольшим количеством списков – пятью - представлены Стихирари минейные. Как и в Триодях, Стихирари первой половины 15 века сохраняют черты древнерусской традиции, к ним относится, в частности, 637/894. В Стихирарях же второй половины столетия расширяется состав русских памятей22. Это проявляется в кирилло-белозерских Стихирарях, где, в частности, в 629/886 есть памяти Варлааму Хутынскому, Борису и Глебу и др.

В рукописях 15 века отчетливо наблюдается процесс перехода от истинноречия к раздельноречию. Две рукописи 654/911 и 637/894 содержат текст истинноречной редакции, остальные – раздельноречной. В то же время в рукописи 653/910 Стихирарь и Триодь написаны на раздельноречный текст, Октоих же – истинноречный, хотя почерк в рукописи – один и тот же. Можно предположить, что в основе Октоиха лежит более ранний список, чем в других рукописях.

Поэтические тексты всех рукописей содержат исправления, касающиеся преимущественно перевода текста из истинноречия в раздельноречие. Но весьма интересны противоположные случаи, когда раздельноречный текст переводится в результате правки в истинноречный, и в этих ситуациях "лишние" слоги стираются, зачеркиваются, "о" и "е" заменяется на "ер" и "ерь" и так далее. Особенно отчетливо это проявляется в рукописи 596/853. Таким образом, процесс изменения текстовой редакции не был однонаправленным, от истинноречия к раздельноречию, он мог возвращаться к древней редакции.

Редактирование текста коснулось и многочисленных замен отдельных слов и словосочетаний, обусловленных, вероятно, новыми переводами традиционных текстов. Например, в 596/853 среди исправлений отмечаем, что текст "среде пламени стояще" меняется на "посреди огня вовержени"23, или текст "вознеся на Тя" меняется на "воздвиже на Тя"24 и проч. Исправления вводятся преимущественно на полях, они выполняются иным почерком и иными чернилами, что предполагает более позднюю редакторскую работу.

Кирилло-Белозерские рукописи 15 века чрезвычайно важны в истории русского богослужебного пения еще и потому, что именно в них впервые появляются музыкально-теоретические руководства, названные Бражниковым М.В. "Азбуки-перечисления"25. Вообще музыкальная теория в Кирилло-Белозерском монастыре будет активно развиваться на протяжении столетий, многие новые типы руководств будут созданы именно в нем, в том числе – знаменитый "Ключ знаменной" инока Христофора 1604 года26.

В 15 веке Азбуки-перечисления строятся как перечень начертаний знамен и их названий. Четыре из семи известных в настоящее время списков Азбуки 15 века находятся в рукописях 9/1086 27, 637/894 28, 573/830 29, 596/853 30, что уже само по себе свидетельствует о высоком музыкально-профессиональном уровне мастеропевцев данного монастыря. Отмечу, что самая ранняя Азбука, ее предварительная редакция, находится в многократно уже упоминавшейся рукописи инока Ефросина – 9/1086.

Кирилловские рукописи содержат многочисленные записи различного характера: оглавление в рукописи 629/886, выполненное поздним почерком, указание принадлежности рукописи: "Сия книга глаголемая Ирмолои Кирилова монастыря болшие болницы" и "Сия книга глаголемая Соборник Кирилова монастыря с Болшия болницы" в той же рукописи; "Стихараль Ильинскои" в 637/894 или лирическая ремарка "пречистои написано с любовью от усердия сие малое написание" в 653/910 31. Выделю записи в рукописи 596/853:

1. Запись на л. 165 32 позволяет уточнить дату рукописи. "Лето в руце33 Е. Месяца марта 14 день на третии недели Великаго Поста гром бысть, в Заднем селе церковь згорела Великий Георгий от грому. Круг солнцу 8". Запись свидетельствует, что события произошли в среду (вруцелето Е) 14 марта, а "круг солнцу 8" означает 7008 год, то есть 1500 год от Рождества Христова. Проверка по "вечному" календарю показала, что 14 марта приходилось на среду именно в 1500 году. Таким образом, рукопись была написана не позднее 1500 года. Село Заднее действительно существует недалеко от монастыря, оно считается одним из древних селений края, сведения о нем сохранились с 15 века34.

2. Владельческая запись "Кирилова монастыря Федор чернец Пасынков" рассредоточена в рукописи: начало "Кири" записано на л. 1, а остальное – на л. 162 об.-163 об. На л. 163 об. есть еще раз упоминание о владельце: "Стара. Федор Чер[нец]". Ремарка "стара" может рассматриваться как определенный термин, характеризующий книгу. Н.В. Рамазанова в разделе "Книги певческие" в комментированном издании "Описи строения и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года" пишет: "Составители отмечали сохранность книг, выделяя среди них "ветхие", "старые", "худые" и "новые"35. Таким образом, во времена Федора чернеца рукопись была еще не "ветхой", но уже "старой". На л. 111 однако есть еще одна владельческая запись: "Ермологии дре… старца Филиппа Кирилова монастыря". Вероятно, речь идет уже о "древности" данного списка.

3. Запись на л. 166 об.: "Божиею милостию се аз смиренный Варламе архиепископ ростовский и ярославский. По благодати Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа. Да … животворящего Христа …", свидетельствующая о том, что перед нами запись, сделанная, по всей вероятности, Василием Роговым. Он, как известно, в 1563 году был игуменом Кирилло-Белозерского монастыря. С 1564 года пребывал на покое. После 1580 года Варлаам был архимандритом Рождественского монастыря Владимирской епархии, с 1584 года - архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря. В январе 1587 года Варлаам становится епископом Ростовским и Ярославским с возведением в сан архиепископа. Скончался он в 1603 году.

Имя Василия Рогова как мастеропевца хорошо известно по тексту знаменитого "Предисловия, откуду и от коего времени начаша быти в нашей рустей земли осмогласное пение…"36, раскрывающего имена русских музыкантов: Федора Крестьянина, Стефана Голыша и других. О Василии Рогове в нем говорится: "…в Велицем Нове-граде были старые мастеры: Савва Рогов, да брат его Василий, во иноцех Варлам, родом кореляне, и после де того тот Варлаам митрополитом во граде Ростове был, муж благоговеин и мудр. Зело пети был горазд знаменному и троестрочному и демественному пению был роспевщик и творец"37.

С именем Варлаама связан, как свидетельствует "Опись строений и имуществ Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года", целый ряд вкладов, в том числе и книг. Но среди них нет свидетельств о вкладе данного сборника 596/853, между тем, характер записи – "се аз смиренныи Варламе" - говорит о том, что данная запись – автограф архиепископа, сделанный им после 1587 года38. Н.Н. Розов отмечает: "Книги в Кириллов монастырь жертвовали высокопоставленные, преимущественно духовные лица – чаще всего постриженники монастыря, достигшие высоких иерархических степеней – такие, например, как митрополит Варлаам"39.

Таким образом, нотные рукописи Кирилло-Белозерского монастыря 15 века отражают все основные перемены, происходившие в течение столетия: переход на новый Устав, формирование новых певческих книг, редактирование гимнографического текста в его поэтической и музыкальной форме, появление нового для Средневековой Руси музыкально-теоретического руководства. Кроме того, в них закладываются новые черты, которые будут отличать нотированные рукописи уже будущего, 16-го столетия.

Список литературы

1. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910.