Смекни!
smekni.com

Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур (стр. 2 из 4)

В этот период жил один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины великий мудрец Сократ (470- 399 до н.э.) Он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Не интересуясь традиционными философскими проблемами, все внимание Сократ уделяет человеку- го природе, возможностям, воспитанию.

Основой человеческого существования и развития он считает разум. Истину, по мнению Сократа, можно познать в споре с помощью наводящих вопросов.

В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически. Логическое мышление продолжали его ученики, Платон, а ученик Платона-Аристотель- основал логику.[5]

Из учения Сократа следовали такие выводы:

1) добродетели можно обучить при помощи умственного образования4

2) знание одно, следовательно, и добродетель одна (а разные добродетели – это разные части знания: справедливость-знание о том, как следует поступать с другими; благочестие-знание, как вести себя по отношению к богам; мужество- знание того, чего надо избегать и чего не следует страшиться).

Деятельность Сократа послужила основанием для этических школ Древней Греции.

Идея - центральная категория в философии Платона. Он указывал на то, что в процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. «Мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая».[6] По Платон, гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости. Согласно Платону, тирания- наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом острой критики. Худшие формы государства - результат «порчи» идеального государства. Тимократия (также худшее)- это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии.

В развитии представлений о природе большую роль сыграл Демокрит (46- умер в глубокой старости), который ввел понятие атомов - неделимых частиц, материи. Атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все явления обусловлены. Материя вечна, ее возникновение не нуждается в объяснении - объяснять надо только изменения, а это возможно без веры в богов.

В классическую эпоху наука еще тесно связана с натурфилософией, но с увеличением объема знаний некоторые направления начинают оформляться как самостоятельные дисциплины. Например, в V в. до н.э. наблюдается прогресс в медицине, связанный с именем Гиппократа ( ок 460- ок. 370 до н.э.)

Болезни он объясняет вполне реальными причинами, не зависящими от божественных сил. Лечить каждого человека следует в зависимости от его индивидуальных особенностей, мобилизуя силы организма с помощью диеты, правильного ухода, естественных целительных средств. Гиппократ считал, что врач должен соблюдать особые этические нормы, прежде всего- не вредить пациенту.

В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525- 456 до н.э.) Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным.

В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа- Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на развитие как философии, так и христианской теологии.

Очень высокого уровня в этот период достигает риторика- наука об ораторском искусстве. Речь Исократа (436- 338 до н.э.) и Демосфена ( 384- 322 до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Оба оратора, хотя и с разных позиций, отстаивают идею панэллинизма- единства греков, сознавая, что отдельный полис не может выжить самостоятельно.

Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н.э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульптуры IV в. до н.э.- Пракситель ( 2 -я треть , IV в. до н.э.), Скопас ( IV в. до н.э.) и др.

В целом под воздействием кризиса полиса в IV в. до н.э. происходят принципиальные сдвиги, поиски новых путей развития культуры, зарождаются тенденции, получившие свое завершение в эпоху эллинизма.

1.4 Культура эпохи эллинизма

В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда ( ок. 287- 212 до н.э.) Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину «пи» для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. В это же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировал множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.

Успешно развивалась в это время естествознание, особенно медицина.

В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.

Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане- эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний Радосский ( Ш в до н.э.), Каллимах (ок. 300- ок. 240 до н.э.)

В эпоху эллинизма продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/341- 293/ 290 до н.э.) Сюжеты эго остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сценки из жизни обычных горожан- мимы.

Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля.

Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективисткой морали приводят к аполитичности, утрате гражданских добродетелей. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы - эпикурейство и стоицизм.

Основателем первой был Эпикур ( 342/341- 271/ 270 до н.э.) Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, высшей формой которого признавались атараксия, т.е. невозмутимость , душевный покой.

Вторая система, стоицизм, созданная Зеноном ( ок. 335- ок . 262 до н.э.) идеалом добродетели считала независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие.

Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта- религиозный уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии проявляются все яснее.

Значение искусства эллинизма, как заметил Поликарпов В.С[7]., весьма велико, поскольку оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма возникла Александрия- настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций.

Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась «ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация.

Лучше и поэтичнее многих главную особенность греческого искусства обозначил Гегель, сказавший, что греческое искусство- это второй рай человеческого духа.[8]

Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из виднейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорил о греческой культуре так: « Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая …. Создается из образов, набросанных разумом.[9]

Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство- непременное условие и основа идеального человека.

В заключение этой главы выделим основные моменты становления греческой культуры и ее важнейшие черты:

1. Природные условия, повлиявшие на формирование культуры Греции, стали основанием, на котором развился образ жизни и деятельности племен, осевших на ее территории. Они же стали причиной особенностей расселения людей и организации общества. Отсутствие единого государства до некоторой степени «возмещалась» единством языка, верований, характером уклада каждого из населивших побережье Малой Азии, острова и Балканский полуостров народов.

2. Полисный уклад был во многом продолжением общинного образа отношений, однако демократия греческого полиса несла в себе и некоторые элементы олигархии. И, тем не менее, греческий полис выработал определенный идеал человека, который стал образцом для подражания в повседневной жизни и в искусстве.