Смекни!
smekni.com

Монастырь Осиос Лукас. Радость монаха и слава Греции (стр. 3 из 5)

Церковь Богоматери

Возможно одним из наиболее ранних сооружений монастыря является церковь, ныне посвященная Богоматери. Ее сооружение относится скорей всего ко второй половине Х-го столетия.

Она относится к типу крестовокупольных храмов на четырех колонках, имеет трехконховую апсиду, увенчана куполом на парусах, который снаружи выглядит как восьмигранник с черепичной крышей. В нем прорезаны восемь двойных окон, с маленькой колонкой посередине, обильно декорированных мраморными вставками с рельефами из процветших крестов. Ребра восьмигранника украшены двумя ярусами мраморных граненых полуколонок, при чем над цветочной капителью нижней полуколонки лежат мраморные львиные морды. Двойное окно сверху обрамляет мраморная люнета с растительным орнаментом. Храм имеет нартекс ("литию"), с двумя колонками, и двухярусную входную открытую галерею, упирающуюся в северную стену большого храма. С южной стороны храм Богородицы оказался встроен в кафоликон, и храмы сообщаются друг с другом. Капители колонн все разные, украшенные орнаментом из плетений и крестов, цветами, листьями и изображениями ангельских сил.

Наружную декорацию храма образуют сочетание красного кирпича (кирпичная декорация: кладка углом, орнамент из арабского письма и пр.), карнизы, белый камень и аркадные окна с колонками. В центральной апсиде мы видим два ряда окон: тройное внизу и двойное сверху, в боковых – по одному двойному окну. Поребрик обрамляет окна бровками, в верхнем окне обрамление образует один ряд кирпичей, в нижнем ярусе обрамление окон двойное. Рукава креста повышены по сравнению с боковыми компартиментами. С южной боковой стороны под рукавом креста – три яруса окон: двойное – сверху в люнете, тройное – посередине и одинарное – внизу. Справа от этой вертикали – одно большое вытянутое одинарное окно, также декорированное кирпичным обрамлением. Из внутренней декорации храма сохранились резные капители, ажурное кружево карнизов, мраморные полы и несколько фресок: в правом арочном переходе алтаря Св. Игнатий Феофор и Св. Поликарп (XII век), в северной половине арки диаконника Св. Хараламп, Св. Лев Катан и Св. Софроний. М. Шатсидакис видит в этих образах сходство с изображениями иерархов в капелле Богоматери монастыря св. Иоанна на Патмосе и датирует их так же концом XII-ого столетия. На внешней западной стороне юго-западного угла нартекса, который потом войдет в интерьер кафоликона, сохранился фрагмент сцены "Иисус Навин, разговаривающий с архангелом Михаилом"24. Этот фрагмент первоначальной декорации был обнаружен в процессе реставрационных работ 1964 года25, и основывается на ветхозаветном тексте Иисуса Навина (Иисус 5:13-5:14). Текст этот сопровождает сцену, а вот фигура архангела не сохранилась. Основываясь на стилистической близости живописи этой фрески и мозаик кафоликона, профессор Chatzidakis считает, что их датировка не должна слишком различаться по времени26. Кроме этого на западной стороне северного столба рядом с алтарной преградой, сохранился декоративный фриз, окружавший когда-то, по всей видимости, утраченную фигуру Христа.

Храм святого Луки

Главный храм монастыря – кафоликон, посвященный св. Луке, куда из крипты были перенесены его мощи, представляет из себя октогональную постройку с круговым обходом в верхнем ярусе, с куполом на тромпах (влияние армянской архитектуры), ширина которых уравнена с величиной основных подпружных арок. Фактически кафоликон оформлен в духе раннехристианского мортирия и его иконографическая программа также связана с этим обстоятельством.27 Храм имеет сводчатый нартекс, украшенный мозаиками и мрамором, выдающуюся на восток центральную апсиду и огромное зальное пространство в центре наоса. Боковые компартименты первого яруса перекрыты крестовыми сводами и декорированы мозаиками и фресками, "хоры второго яруса, выходят в центральное пространство аркадами, заставляющими вспомнить не только двухъярусный обход в храме Сергия и Вакха, но и галереи купольных базилик. Пилоны прорезаны в двух уровнях (совпадающих с уровнями аркад обхода) крупными арками, соединенными в пространственно развивающиеся структуры в углах. Во втором ярусе обхода в этих арках поставлены колонки, делающие структуру арок более сложной, двойной."28 Мраморные резные карнизы делят пространство храма на иерархические зоны: Небо Небес, где царит Господь Вседержитель (купола, апсиды), Святую землю, где прошла земная жизнь Христа, и где мы можем увидеть повествовательные сцены христологического цикла (ниши тромпов, апсиды, алтарные части и верхние части стен) и зону, отведенную для людей, верхний ярус которой занимают святые подвижники, молящиеся за мирян, а нижний – простые смертные, находящиеся в пространстве храма, те, ради спасения которых была принесена Жертва, молящиеся и просители, пришедшие на себе ощутить воздействие нисходящего исцеляющего и просвещающего Света…

Снаружи храм выглядит как крестово-купольная постройка, рукава креста завышены по отношению к боковым компартиментам, над ними возвышается куб, переходящий в граненый барабан с шестнадцатью окнами, увенчанный невысоким распластанным куполом. Облик храма определяет сочетание плинфы, белого камня, остатков сооружений античного Стерия (в нижней части), обилие мраморных вставок с рельефами (сцена терзания, процветшие кресты и т.п.), декорирующих сложные двойные и тройные аркады окон, окруженных поребриками.

При входе в нартекс, в люнете верхнего окна над порталом, на внешней западной стороне храма мы видим фреску "Успение св. Луки". Святой оставляет этот мир в окружении братии, а душу его принимают ангелы. Выше расположен круг, "символизирующий вечного Бога", с помощью которого преодолеваются духовные враги, которых символизируют восемь змей внутри круга29. В люнетах боковых окон первого яруса слева и справа от входа тоже были росписи, но они сильно руинированы.

Нартекс декорирован мозаиками и облицован цветным мрамором. Над входом в наос нас встречает строгий лик Пантократора на традиционном золотом фоне. Иисус представлен здесь как человек крепкого и сильного телосложения (тип Христа-средовека), несмотря на аскетическую направленность монастыря. На нем золотой хитон, ярко синий гиматий, с прекрасно проработанными драпировками. Каштановые волосы, розоватые блики на лице, хитоне, и руках, сильная мускулистая шея, взгляд, направленный прямо в лицо входящему создают образ не отрешенного от мира аскета, а Спасителя, устремленного к людям. Перед нами в крестовом своде центрального компартимента помещены Богородица в позе Оранты, Иоанн Креститель, архангелы Михаил и Гавриил – основные персонажи Деисиса (Deisis).30 Напротив Христа расположены пять мучеников: Анемподист, Пегасий, Акиндин, Афтоний, и Элпидофор. С северной стороны в треугольниках крестового свода изображены святые целители Косьма и Дамиан (образ Дамиана не сохранился), св. Кир и Иоанн.

Над северным окном в люнете представлена сцена "Омовение ног". В данном случае вытянутая в линию иконографическая схема приспособлена для криволинейной поверхности31. По бокам две группы апостолов в белых гиматиях созерцают действие, происходящее в центральной части сцены: Христос, склонившись, вытирает ногу апостола Петра, лицо которого и жест руки передает его эмоциональное состояние, его душевное смятение от происходящего. Фигура Петра размещена в центре композиции, но среди белых одеяний апостолов синий гиматий Христа, стоящего слева, сразу концентрирует на себе внимание.

Слева от Пантократора на восточной стене нартекса в тимпане северного компартимента размещена сцена Распятия, в традиционной иконографии XI столетия. Центральная фигура Христа на кресте доминанта этой трехфигурной композиции, по масштабу также превосходит всех остальных, при этом огромный крест, несущий распятого Бога, возвышается над маленьким холмиком Голгофы, а Богоматерь и св. Иоанн парят на золотом фоне. Внутри Голгофы схематически обозначен череп Адама, на который проливается кровь из ран Спасителя. Напротив Распятия, на западной стене – святые Ирина, Екатерина, Варвара, Евфимия, Марина и Юлиана. Образы в треугольниках крестового свода южной части нефа не сохранились.

Справа от Пантократора в тимпане южного компартимента нартекса на восточной стене представлено "Воскрешение или Сошествие Христа во Ад", когда Христос во время своего трехдневного погребения, "попирая основы ада", выводит оттуда Адама и Еву - прародителей рода человеческого. Христос в развивающемся белом гиматии, который простирается над фигурами Адама и Евы, держит за кисть руку Адама и вытаскивает его саркофага. За спиной Адама уже стоит Ева в прекрасном розовом плаще. Двери ада сломаны и лежат под ногами Христа, вместе с огромными ключами, замком и прочими деталями. Слева за этой сценой наблюдают два персонажа царского достоинства, которых обычно идентифицируют как Давида и Соломона. Эта композиция обладает особым эмоциональным воздействием, усиливающимся за счет динамичных драпировок и напряженной энергичности фигуры Христа, волевая динамика которой контрастирует с расслабленной фигурой белобородого старца-Адама. Разрушение Ада знаменует начало новой эры и воплощает идею Спасения, а излучающий волевую энергию образ Христа демонстрирует силу божественного присутсвия, для которой нет недоступных мест.