Смекни!
smekni.com

Панк как субкультура (стр. 2 из 2)

В отличие от английского панка, возникшего как естественная реакция на социально-экономический кризис на Западе, панк в СССР появляется как протест против тоталитарного мышления. Безусловно, как и многие другие явления «советского андеграунда», он испытывал на себе западное влияние, хотя прямые заимствования в 1980-х были фактически невозможны.

Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири молодые люди, интересующиеся западной музыкой, приобретали у фарцовщиков пластинки " Sex Pistols ", " Clash " и других британских панк-групп, ловили музыкальные передачи по "Голосу Америки", ВВС с Севой Новгородцевым , читали советские журналы и газеты, которые не преминули откликнуться на появление нового молодежного течения как "нароста на гниющем теле буржуазной культуры” .

Если рок-музыка в СССР была в подполье, то панк был ": подполье подполья". Он уже являлся контркультурой в силу своей запрещенности и противостоял Системе, неся новые ценности, а не бунт и протест подобно английским панкам.

И если на раннем этапе существования панка за всем этим стояла идея саморазвития то, когда панк стал "спускаться в массы", демократизировался, произошло его видоизменение. Панк превратился в красочный ярлык и нашел "благодатную почву" для своего существования в лице такого явления, как "гопничество".

Гопничество - это социальное явление отечественной действительности, неустоявшийся термин, являвшийся в 1980 синонимом слову "любера", "патриотическое молодежное движение", поставившее себе цель бороться с неформалами, рокерами. Гопники - мелкие хулиганы, нищие подростки, только что окончившие школу и не знающие куда себя деть, поэтому пьющие во дворе с друзьями, такими же неприспособленными и никому не нужными (ни государству, ни даже собственным родителям).

Панк, как я уже говорила, пришел в Россию с минимальным опозданием. Первые панки проявились в таких городах как Москва и Санкт-Петербург, но параллельно с панками из центральных городов, в провинциях и бедствующих городах появлялись и Гопники. Выше мной было приведено официальное определение этого социального явления которое лишь отчасти отражало истину. На самом же деле Гопниками становилась молодежь можно сказать голодных городов. Она собиралась в группы, садилась в электрички, поезда, ехала в Москву и Петербург а там устраивала избиения Панков, параллельно занимаясь мелким хулиганством. Эти города были целями гопников по одной простой причине. Во времена СССР, да и сейчас, в наше время они (Москва и Санкт-Петербург) жили другой жизнью. Выбор продуктов питания, промышленных товаров, уровень заработной платы, который существовал в столицах, был в несколько раз выше чем в любых других городах. Молодежь «любых других городов» это и так сильно задевало. И поэтому появление еще и Панков, ставивших себе ирокезы и замахивающихся на систему социалистических ценностей, провозглашая себя контркультурой, явилось последней каплей переполнившей чашу терпения. Особо опасными группировками Гопников считались Казанские и НижнеНовгородские. Но несмотря на это Панк все более и более развивался.

Советская панк-культура 1980-х, изначально ориентируясь на западное течение, органично переосмысливала его, переплетала с национальными корнями. В итоге возникали абсолютно оригинальные явления, порожденные прежде всего не подражательством, а желанием самовыразиться и как-то противопоставить себя официозу. Панк представлял собой не столько музыкальное течение, сколько общественно-интеллектуальное. В СССР панк являлся контркультурой уже в силу своей запретности, поэтому он противостоял Системе, даже если в Панк песнях не было прямого политического протеста. С 1987 года тоталитарные механизмы начинают активно разрушаться, и рок-музыка, по моему мнению, внесла в этот процесс свой вклад, хоть и небольшой, будучи носителем иных ценностей культуры. Здесь и заключается основное противоречие отечественного панка: разрушив Систему, он оказался в сложной ситуации - против чего бороться ("когда все можно")? Вслед за тем панк теряет свой статус контркультуры с уничтожением запретности, а развитие современных западных форм противостояния в России затруднено из-за сложной социально-экономической и политической ситуации. Существование панк-движения, как и других форм контркультуры в СССР в том виде, в каком они функционировали до перестроечной эпохи, потеряло смысл на рубеже 1980-90-х гг.

ЧАСТЬ6

ПАНК СЕГОДНЯ

Панк в представлении общества.

Для большинства юных "панков" ("пионеров") России панк - это "говно". Масс-медиа крепко вбили в их головы и общества в целом стереотип панка - "человек с гребнем, который должен ходить грязным, копаться в помойке, пить водку". Для них - "Король и шут", " The Exploited ", "Гражданская оборона", "Тараканы!" -явления абсолютно одного порядка. Основными "панк-принципами" для них являются: "делай, что хочешь" и как пелось в песне Виктора Цоя "мама - анархия, папа - стакан портвейна". Необходимо отметить, такие феномены "среднероссийского" панка, как "аск" (попрошайничество) и "помойки" (где можно найти что-нибудь полезное или вкусное), непосредственно связанные с социально-экономической неустроенностью подростков.

Социологи Интернет сайта Info Mania проводя социологический опрос среди разных слоев населения г. Москвы (выборка - 100 человек), часто получали такие характеристики панков, как "шизофреническая категория", "может, со своими убеждениями, но психически больные люди", "невоспитанный, легкомысленный народ" и панка как "молодежного сдвига по фазе".

. Таким образом складывается впечатление того, что большинство обычных людей в Москве (по опросу Info Mania), а так же средних и мелких городах России (по моему опросу Тюмень, Тавда, Ирбит) не разбирается в нюансах молодежных субкультур, и для них панки почти ничем не отличаются от металлистов или хиппи. Отношение к панкам в обществе достаточно негативное - "агрессивные, наркоманы, алкоголики". Этот образ панка, созданный СМИ, активно подтверждается самими панками ("пионерами"), черпающими свою "эстетику и идеи" из масс-медиа

К концу 90-х стали говорить о возрождении гитарной музыки, о возвращении духа чистого панк-рока. Он пришел на смену депрессивному гранжу и декадентскому брит-попу начала 90-х. Грусть-тоска и безысходность новому поколению осточертели. Захотелось веселья безудержного, анархического, вместо вялой депрессии — энергичного бунтарства.

Панк-рок был возращен к жизни шоу-бизнесом, убившим его на рубеже 70-х—80-х. По моему мнению это один из парадоксов России. Из прежнего, классического, панка в новый перекочевал в первую очередь характерный звук — энергичный, быстрый и тупой рок-н-ролл, очищенный от премудростей и красивостей. Как говорится, всего три аккорда, но зато правильных.

С идеологией дело обстояло сложнее. Самый важный элемент Панковского мироощущения — агрессия. В 70-е годы панки пришли с лозунгом «Я ненавижу» в противовес хипповскому «Я люблю». Ненавидели всё: общество потребления, родителей, любые ценности. Себя величали цветами в помойке, белое называли черным, плохое хорошим, чистому предпочитали грязное, пению — вопли, рассудку — безумие, жизни — смерть. Главные принципы настоящих панков: «Будущего нет», «Живи быстро, умри молодым».

Коммерчески успешный Offspring прекрасно подходил и подходит сейчас для приручения экстремистски настроенных панков и вытеснения по-настоящему агрессивных музыкантов на второй план. Существуют, разумеется, и другие панки, бешеные и опасные, пропагандирующие в том числе и фашистские идеи, немыслимые для классических панков 70-х. К нынешним панкам прилипает любая идеология, не только «левая», как было тридцать лет назад. Панковской может показаться какая угодно экстремистская молодежная группировка. Или просто хулиганы, которым нравится «колоритный прикид», и не более того. Такие музыканты, как правило, остаются маргиналами. Да и кому они особенно нужны, когда у подростков есть возможность легально проявить свою возрастную агрессию и жажду независимости через тот же Offspring?

Offspring сделали декоративным не только панковский бунт. Они и музыку подвергли радикальному пересмотру. Их стиль описывают совершенно абсурдным на мой взгляд словосочетанием — поп-панк, хотя если проанализировать их музыку и песни это так и есть. Когда-то была такая формула: музыка без драйва — это попса, драйв без музыки — панк. Для Offspring этого противоречия не существует. У него есть и то, и другое — и весьма приличный драйв, и минимальная музыкальность. Будущее для такого сочетания — самое радужное. Как показывает практика, возможны бесконечные вариации в пропорциях панка и попсы. Достаточно послушать уже знаменитых Korn, Green Day, Guano Apes. И правда, сейчас молодежь, называя себя панками слушает эти поп-панк группы. Не зная об идеологии, об истинных ценностях, о том, как их можно сказать обманывают и выдают за правду о Панке то что кроме как ложь никак и не назвать.

Заключение

Из всего мной вышеописанного можно сделать вывод, что Панк и в самом деле являлся субкультурой. Это движение втягивало в себя очень большое количество молодежи. Я проследила весь путь развития Панка до наших дней, но если бы понадобилось описать суть и идеи Панков, я бы обратилась к Английскому Панку. Не зря социологи рассматривают лишь 70-е годы в Англии как «золотые» годы развития Панка. Так как истинный панк появился там первым, там были причины на его появление, там происходили основные этапы его эволюции. Я не могу сказать что истинный Панк был только в Великобритании. Придя в СССР в конце 70-х Панк переживал адаптирование в советскую действительность и общее развитие до начала 80-х. В СССР Панк был субкультурой, как мне кажется только в период с 80-х до 90-х годов. Именно в этот период в стране происходил системный кризис, 70% молодежи оказались за чертой бедности, крах идеологии и централизованная система распределения товаров: все это создавало благодатную почву для развития такой субкультуры как Панк . После 90-х Панк стал разлагаться, он коммерциализировался, потерял идею, потерял себя, но вместе с этим Панк и не исчез полностью, он разделялся на другие социальные явления. Возможно сама субкультура практически перестала существовать но вместе с этим она дала жизнь большому количеству новых молодежных организаций. Но названые мной периоды в истории Панка - они были! Их не вырезать из нашей истории, не опровергнуть их существования, а значит Панк в СССР, а ныне в России существовал и существует в наше время. Сейчас примерно с 2000 года стали появляться некие пост-панки. Нельзя сказать что они следуют идеям 80-90х так как старые идеи неактуальны сейчас, но и нельзя сказать что и они и полностью безыдейные, вновь проявляется принцип DIY, поп-панк и коммерческий панк уходят из общепризнанных и уважаемых групп. Пост-панк продолжает развиваться и ещё никто не знает что будет с этим перерождающимся социальным явлением завтра. Главный фактор отличия Панка от простых людей это ярое сопротивление и непризнание общеизвестных догм. А значит пока есть сложившиеся догмы определяющие обязанности и сковывающие свободу человека, и вообще не устраивающие Панка, он будет существовать, пусть не в виде субкультуры сугубо Панков, но в виде любого другого сопротивляющегося системе социального явления.

Список литературы

www.Infomania.ru Аксютина О. Панк в России 90-х: протест или товар//Философские науки. – 2003. №4, №5

www.oioioi.ru Андрей Кокарев, «Панк-рок от А до Я», 1992

www.pleasures.ru Молодежный Интернет журнал «Pleasures – живи в кайф»

www.stimullus.ru Грег Граффин (Bad Religion) – Панк не умрет